Мухаматулин Т.А. "Круглый стол" по истории политической карикатуры // Российская история. 2010. №3. С.217-218.
«Круглый стол» по истории политической карикатуры
[1]декабря 2009 г. в рамках постоянного междисциплинарного семинара по истории взаимовосприятия культур в Институте российской истории РАН (ИРИ РАН) прошел «круглый стол» «Мир в зеркале политической карикатуры», организованный Центром по изучению отечественной культуры. В нем приняли участие представители ИРИ РАН, МГУ им. М.В. Ломоносова, РГГУ и других научных учреждений Москвы.
Во вступительном докладе «Политическая карикатура как историческим источник: постановка проблемы» к.и.н., руководитель Центра по изучению отечественной культуры ИРИ РАН А.В. Голубев отметил, что в российской историографии политическая карикатура лишь недавно стала объектом для исследований в качестве самостоятельного исторического источника. Он подчеркнул, что карикатура может быть использована не только для изучения истории пропа ганды журналистики или политической истории. В широком смысле карикатура - это источник познания мира, формирования его визуальных образов. Как и фотография, карикатура формирует образ Другого (в данном случае неважно, союзника или противника). Но отличие карикатуры заключается в том, что она предоставляет своему зрителю уже готовый образ.
Д.и.н. И.С. Рыбаченок (ИРИ РАН) рассмотрела основные особенности карикатуры рубежа XIX-XX вв. на примере коллекции карикатур и гравюр, собранной выдающимся французским коллекционером и журналистом Д. Гран-Картере. Особенный интерес для коллекционера представляли карикатуры на немецкого канцлера О. Бисмарка. Любопытно, что российская карикатура того времени была почти неизвестна западному читателю - в коллекции Картере можно найти всего лишь несколько экземпляров, взятых из журнала «Стрекоза».
К.и.н. Л.В. Жукова (МГУ) рассмотрела тематические и сюжетные особенности русских лубочных картин времен русско-японской войны 1904-1905 гг. Она отметила, что начало XX в. стало золотым временем для русского лубка, периодом его становления как массового культурного инструмента. Основные проблемы, отраженные в лубке, - проблема российской самоидентификации, противостояние европейского и азиатского миров, борьба «большого» (России) и «малого» (Японии). При этом образы не оставались неизменными - так, например, в 1904 г/японец изображался немного звероподобным и нецивилизованным, но уже в 1905 г. в лубке появился европеизированный японец.
Доклад д.филос.н. И.В. Кондакова (РГГУ) был посвящен советской карикатуре в журнале «Огонек» в 1920-1930-х гг. Советская поэтическая сатира в это время развивалась в жанре фельетона, очерка, фотографии и фотоколлажа. Карикатурные рисунки предстают в образе иллюстраций, сопровождающих художественные произведения (повести и рассказы), очерки, фельетоны. Первоначально на международные темы в «Огоньке» публиковались работы иностранных карикатуристов, редко - работы Б. Ефимова, Ю. Ганфа, Л. Сойфертиса. По мнению исследователя, причина малого интереса к карикатуре в «Огоньке» заключалась в том, что его главный редактор М. Кольцов считал журнал строгим, аналитическим изданием, опирающимся на факты, а не на их интерпретации.
В докладе A.B. Голубева «Советская политическая карикатура межвоенного периода» было охарактеризовано отличие советской карикатуры от зарубежной. Советские работы были ориентированы на массового читателя, а не только на образованный класс. Основными достоинствами карикатуры были злободневность и острота. Так, например, в 1926 г. карикатура стала поводом для дипломатической ноты, посланной правительством Великобритании советскому полпреду в этой стране.
В сообщении аспиранта ИРИ РАН Т.А. Мухаматулина «Гражданская война в Испании глазами советской карикатуры» рассматривался прикладной аспект изучения карикатуры как одного из источников по истории восприятия. На основе статистики было подчеркнуто важное место, которое занимала испанская тематика в карикатуре 1936-1939 гг. В докладе д.и.н. В.А. Невежи- на (ИРИ РАН) «Польша в советской карикатуре 1939-1941 гг.» было показано значимое место Польши в ряду других стран, отображаемых в советской политической карикатуре. Автор обратил внимание на интересное совпадение образов советской и немецкой национал-социалистической пропаганды в отношении Польши и констатировал неуважение советских карикатуристов по отношению к традиционным польским символам.
В завершение «круглого стола» его участники констатировали: накоплен опыт, достаточный для проведения двухстороннего исследования советской и западноевропейской карикатуры с выявлением общих образов, сюжетов, противоречий (подобное исследование недавно вышло применительно к российской и польской карикатуре1). Интерес участников обсуждения вызвала проблема «обратной связи» - мало известно, как воспринималась карикатура. Подчеркивалось, что практически не была затронута тема соотношения рисунка и текста на карикатуре, что необходимы исследования в области «дешифровки» тех смыслов, которые вкладывались в карикатуру. Был затронут также вопрос о том, почему для политической карикатуры, пережившей период расцвета в течение почти всего XX в., сейчас наступили не лучшие времена. По мнению исследователей, это связано как с появлением новых каналов массовой коммуникации (телевидение, Интернет и др.), так и с изменением форм и методов политической пропаганды. По материалам «круглого стола» будет подготовлен сборник статей.
Т.А. Мухаматулин, аспирант (Институт российской истории РАН)
Примечание
[1] Де Лазари А., Рябов О.В. Русские и поляки глазами друг друга: сатирическая графика. Иваново, 2007; De Lazari A., Riabow О. Polacy i Rosjanie we wzajemnej karykaturze. Warszawa, 2008.