Киперман Г.Ф., Клименко А.Е., Стрижкова Н.А. Россия и мир: проблема взаимовосприятия культур // Российская история. 2006. №6. С.224-227.
РОССИЯ И МИР: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОВОСПРИЯТИЯ КУЛЬТУР
С 1994 г. в Центре по изучению отечественной культуры Института российской истории РАН работает группа по изучению международных культурных связей России. На ее основе был создан и успешно функционирует научный семинар по проблемам взаимовосприятия культур, в который входят, помимо основного состава группы, исследователи из ИРИ РАН и представители различных научных учреждений России. В 1994-2005 гг. было проведено 12 заседаний ежегодного «круглого стола» под общим названием «Россия и внешний мир: из истории взаимовосприятия»1, вышли два сборника научных трудов, а также коллективная монография, посвященная формированию внешнеполитических стереотипов в советском обществе2. Издания, подготовленные в рамках семинара, получили высокую оценку научной общественности3.
7 февраля 2006 г. в ИРИ РАН состоялся 13-й по счету «круглый стол». Руководитель Центра к.и.н. А.В.Голубев обратился в своем докладе к имэджинологии - области исторической науки, изучающей бытование и механизмы формирования в массовом сознании представлений об иных культурах, этносах, государствах, и сделал попытку дать определение этнических, инокультурных и внешнеполитических стереотипов, выявить закономерности их появления и вхождения в культурное пространство народа. Этнические стереотипы - это укоренившиеся в сознании представления о «национальном характере» других народов («американцы прагматичны», «немцы расчетливы» и т.п.). Инокультурные стереотипы являются результатом осмысления более широкого, чем сфера проявления черт национального характера, круга явлений в жизни иных этносов. Оценки поведения народов, а вернее, государств, на международной арене формируют основу для внешнеполитических стереотипов. Докладчик также четко разграничил такие получившие в последние годы широкое распространение в имэджинологии термины как стереотип, образ, представление.
С докладом «Культура в приданое: роль династических браков в развитии древнерусской цивилизации» выступила д.и.н. Л.Е. Морозова (ИРИ РАН). Она поставила вопрос о том, какой след оставили иностранные принцессы в культуре Древней Руси. Так, византийская принцесса Анна, жена князя Владимира, принимала активное участие в строительстве Десятинной церкви в Киеве и прилегающего к ней дворцового комплекса. Облик Софийского собора в Новгороде сформировался в значительной степени под влиянием супруги князя Ярослава Мудрого Ингигерд. С помощью жены Владимира Мономаха принцессы Гиды были установлены тесные культурные связи с Кёльном, в особенности с Кёльнским монастырем, где делали церковную утварь для соборов во Владимире и Боголюбове. Докладчица подчеркнула, что династические браки русских князей, ставшие возможными после принятия Русью христианства, сделали русское государство частью единого культурного европейского пространства.
Д.и.н. Е.С. Сенявская (ИРИ РАН) выступила с докладом на тему «Роль СССР во Второй мировой войне глазами бывших противников и союзников: историческая память в контексте современной геополитики». По мнению докладчицы, история Второй мировой войны в настоящее время в связи с недавним празднованием 60-летнего юбилея ее окончания приобрела особую актуальность. Сенявская отметила, что на освещение темы войны в исторической науке на Западе и в западных СМИ в значительной степени влияет геополитическая ситуация, сложившаяся в настоящее время, и конъюнктурные политические интересы западных стран. Это приводит к тому, что в процессе изучения Второй мировой войны существенно меняются акценты. Модными становятся такие темы как акты проявления жестокости и насилия со стороны советских солдат по отношению к мирному населению Германии и Чехословакии, присоединение прибалтийских республик к СССР и т.п., делается попытка осмысления исторических событий исключительно с морально-этической точки зрения. Эти негативные, по мнению Сенявской, явления в западной историографии Второй мировой войны — прямое следствие политических и геополитических разногласий между Россией и странами Запада.
Последним на пленарном заседании «круглого стола» стало выступление д. филос. н. И.Г. Яковенко (Институт социологии РАН) на тему «Новая инверсия: рост российского изоляционизма и мифологема "особого пути"». Он попытался проследить, как менялось отношение российского общества к Западу на протяжении последних 15 лет. Начало 1990-х гг., по мнению исследователя, было отмечено бытованием в массовом сознании двух взаимосвязанных, устойчивых стереотипов - восприятия краха СССР как возможности для обретения счастливого будущего I представления о западном образе жизни как о «земном рае». Однако начавшиеся в первой половине 1990-х гг. российские реформы, которые позиционировались как прозападные и либеральные по своему характеру, привели к значительному ухудшению социально-экономического положения в стране. Это привело к постепенному свертыванию западнических настроений в обществе и одновременному повороту к ностальгической оценке советской действительности. Одной из гра- <ей процесса смены отношения к Западу стало нарастание изоляционистских настроений, восприятие России как совершенно особой страны, для которой непригодны западные модели развития. Вместе с этим вновь получило распространение представление о Западе как о недруге, который препятствует России отстаивать ее интересы.
Затем работа «круглого стола» продолжилась в двух секциях. Первая называлась «Россия и мир в Средневековье и Новое время». На ней были представлены доклады, относящиеся к проблемам взаимовосприятия России и внешнего мира в XVII-XIX вв. Первой выступила к.и.н. JI.B. Жукова (МГУ им. М.В. Ломоносова) рассказавшая о методике анализа путешествия на примере исследования путешествий на Дальний Восток в XVII - начале XIX вв., причем они рассматривались в качестве одной из форм межкультурных контактов. В выступлении М.Г. Ракитиной (Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль») «Западное влияние на процесс воспитания и обучения царских детей в XVII в.» рассматривались изменения в образовании царских наследников, начиная с сына Бориса Годунова царевича Федора Борисовича. Отмечалось, что западное влияние в образовании прослеживается с начала XVII в. и уже ко второй половине столетия в программу обучения вошли латинский и польский языки, а также 7 свободных искусств. Однако в XIX в. роль западного влияния в российском образовании значительно изменилась. Эволюцию взглядов Киевского митрополита Сильвестра Коссова на присоединение его кафедры к Московскому патриархату представил А.Е. Клименко (ИРИ РАН). П.В. Камаев ИРИ РАН) сделал сообщение на тему «Русский аристократ петровского времени кн. В.И. Куракин и итальянцы: особенности взаимовосприятия».
Образ русского солдата 1812 г. по материалам зарубежной историографии (П. де Сегюр, Ж. де Сталь и др.) был обрисован в выступлении к.и.н. А.Ю. Корчагова (Государственная академия правления). Доклад д.и.н. С.А. М е з и н а (Саратовский государственный университет) «Петр I и Россия в "Энциклопедии" Д. Дидро» был построен на анализе источников и содержании «русских» статей, а также связи автора этих статей JI. Жокура с Россией и с людьми, знавшими Петра I. В споре о России между французскими просветителями Жокур разделял негативное мнение Дидро и Х.Ж. Руссо, в то время как положительно оценивал Россию Вольтер. Межкультурная коммуникация в ситуации плена (конец XVIII - начало XIX вв.) рассматривалась в сообщении к.и.н. П.С. Куприянова (Институт этнологии и антропологии РАН им. Н.Н. Миклухо-Маклая). Источниками для исследования стали материалы личного происхождения - дневники и воспоминания бывших пленников, российских офицеров и дипломатов. В большинстве текстов описывался плен и пределами Европы - в Албании, Турции, Японии. К.и.н. О.В. Зайченко (Институт всеобщей истории РАН) выступила с докладом «Азия или Европа: восприятие России в немецкой публицистике первой половины XIX в.». Анализ проведен на материале путевых записок и аналитической публицистики немецких авторов из коллекции «Россика» Российской национальной библиотеки. Автор отмечает, что образ России оставался у немцев дихотомичным и амбивалентным, а на его изменение влияла внешнеполитическая ситуация и внутреннее положение в германских землях. Доклад д.и.н. Т.Н. Геллы (Орловский государственный университет) «Россия в воззрениях андийских либералов конца XIX в. (имперские аспекты восприятия)» посвящался проблеме «русской угрозы» Англии. Всплеск антирусских настроений был связан с тем, что Россия казалась врагом» Британии, и если консерватор Дизраэли признавал за Россией право на расширение своих территорий, лидер либералов Гладстон придерживался совсем иного мнения. Завершил заседайте первой секции «круглого стола» доклад к.и.н. А.К. Тихонова (Владимирский филиал Российской Академии государственной службы) «Восприятие российской власти католическим духовенством Царства Польского во второй половине XIX в.». В докладе рассматривалась ситуация в Царстве Польском до и после восстания 1863-1864 гг. Основное внимание при этом уделялось деятельности католического духовенства по созданию в целом отрицательного образа России в восприятии польского населения. В этой связи были показаны также и те контрмеры, которые стремились противопоставить российские власти подобным настроениям и взглядам. В конечном итоге на этой почве возникли неразрешимые вопросы, которые перешли из XIX в XX век.
Выступления на секции «Россия и мир в XX веке» начались с доклада к.и.н. B. Л. К о ж е в и н а (Омский государственный университет), который поставил вопрос: была ли распространена германофобия в русской армии накануне и в период революции 1917 г. Как показал автор, русский солдат не связывал войну с чувством недоверия к Германии, а желание уничтожить противника не обусловливалось его национальной принадлежностью. С 1915 г. на фронте участились случаи братания солдат, а негодование и ненависть вызывали «свое» офицерство и правительство, начавшее войну. Следующий доклад к.и.н. Е.Н. Рудой (ИРИ РАН) был посвящен проблеме взаимовосприятия Советской России и внешнего мира в период работы Парижской мирной конференции 1919 г. По мнению автора, вопрос о том, как Советская Россия будет участвовать в системе послевоенного устройства мира в итоге остался открытым. В центре внимания к.и.н. B.Л. Черноперова (Ивановский государственный университет) оказалась деятельность советского дипломата B.Л. Коппа в формировании европейской политики СССР и организации революции в Германии. По мнению докладчика, Копп считал, что идея войны с «империалистической Польшей» должна была объединить большевиков с немецкими националистами и коммунистами, привести к революции в Германии и к революционной войне с Францией. Д.и.н. А.В. Баранов (Кубанский государственный университет) проанализировал, как складывался образ Запада в массовом сознании казачества в 1920-х гг. Изучение писем казаков, информационных сводок и обзоров ОГПУ помогло автору сделать вывод, что основным источником знания о Западе у казаков были сообщения представителей эмиграции. Запад привлекал их в первую очередь как образец экономических успехов и военной мощи, причем казаки связывали это с демократической формой правления. В связи с этим самой популярной среди них была идея президентской республики в России, а большевики воспринимались как власть, ведущая страну назад.
М.М. Кудюкина (РГГУ) в докладе «Пока гром не грянул: начало будущей войны глазами советской военно-политической элиты второй половины 1920-х гг.» подчеркнула, что так называемая «военная история» 1927 г. толкнула СССР на путь развития мобилизационной экономики и политики. Грядущая война, по мнению правящей элиты и населения, была неизбежной, причем основным противником считалась Англия, которая, как представлялось, будет вести войну руками стран, граничащих с СССР. Сценарии военно-политических игр в РККА разрабатывались с учетом возможного значительного ухудшения внутриполитической ситуации и усиления антисоветски выступлений в тылу. В выступлении «30-е годы: кто приезжал в СССР?» к.и.н. Г.Б. Куликова (ИРИ РАН) проанализировала наблюдения, впечатления и оценки Р. Роллана, А. Жида, Л. Фейхтвангера и других деятелей культуры после посещения Советской России. В целом их взгляды были очень эклектичны, а подчас представляли собой лишь осторожную и недоверчивую оценку увиденного. Д.и.н. В.Д. Е с а к о в (ИРИ РАН) проанализировал значение и методы работы организованных в СССР в 1947 г. «Судов чести». Всего было создано около 90 таких судов, которые провели почти 30 судебных процессов в целях перевоспитания советских людей и борьбы с антипатриотизмом. В сущности же они являлись инструментом для установления в стране идеологического диктата послевоенного сталинизма. В выступлении «Стиляги 1940-х - 1950-х гг. и их представления о Западе» Г.Ф. Киперман (ИРИ РАН) показал, что на основе информации, почерпнутой из старых американских фильмов и радио «Голос Америки», у этой группы молодежи складывался образ своей собственной Америки - «сказочного зазеркалья», где правит джаз, дарит изобилие и люди живут «красиво». Все это было прямым вызовом советской действительности и встречало соответствующую реакцию со стороны властей. Завершающим стал доклад д.и.н. Л.У .Звонаревой (НИИ семьи и воспитания) «Россия в восприятии Рене Гера». Автор рассказала о плодотворной литературоведческой, преподавательской, издательской, выставочной деятельности выдающегося французского слависта, который поставил перед собой задачу вернуть России достижения ее культуры, особенно культуры русской эмиграции.
Закрывая «круглый стол», А.В. Голубев подчеркнул, что за прошедшие годы сложился устойчивый коллектив исследователей, интересующихся данной проблематикой. При этом ИРИ РАН осуществляет роль общероссийского координирующего центра. Заседания «круглого стола» продолжают оставаться открытыми для всех желающих. Отрадно, что каждый год к его работе подключаются новые исследователи, в том числе и молодежь.
Г.Ф. Киперман, А.Е. Клименко, Н.Е. Стрижкова (Институт российской истории РАН)