Шевалье Гийом. Формирование образа СССР на страницах журнала «Советский Союз», к постановке проблемы


Формирование позитивного образа страны за рубежом было одной из важных задач советского руководства. В этом отношении заметную роль играли печатные издания, распространявшиеся за границей. С 1930 г. и до Второй мировой войны издавался журнал «СССР на стройке», который снова опубликовался в 1949 г., был реорганизирован в 1950 г. под названием «Советский Союз», и издавался до конца 1991 г. Журнал «Советский Союз», как и его прямой предшественник, издавался на русском языке и продавался в Советском Союзе, но одновременно издавался на разных иностранных языках: если «СССР на стройке» был переведен на 3 - 4 языка, «Советский Союз» знал  переводы на 22 языка как социалистического и западного лагерей, как и стран третьего мира. Формат этих журналов, необычный для советских публикаций (широкие листы и высококачественная бумага), свидетельствует о попытке адаптации к качественным требованиям читателей западных иллюстрированных журналов. Среди журналов, издаваемых советскими учреждениями за границей, таких как «Советская Женщина», «Совет Лайф» и «Совет Лэнд», журнал «Советский Союз»  отличался широтой целевой аудитории и сильным художественным характером его фотографий, благодаря команде десяти талантливых и мобильных фотографов разных поколений, начиная с военных фотокорреспондентов как Макс Альперт и Анатолий Гаранин. Область интересов «общественно-политического» журнала «Советский Союз» была тоже довольно широка, включая целый ряд культурных, научно-технических, политических, дипломатических событий, а также географических репортажей со всей территории СССР, представлений моды, художественных ремесел и пр.

Данный доклад представляет проблематику, источники, методику и первые результаты исследований, проведенных в рамках подготовки кандидатской диссертации, начатой в 2011-2012 г. Цель работы – изучение образа Советского Союза, созданного одноименным журналом,  анализ  его содержания и восприятия его читателями. В диссертации также ставится задача изучить различные этапы истории журнала, включая материальные факторы. Поэтому, разные аспекты главной проблематики рассматриваются в ходе функционального изучения журнала, выделяющее различные этапы подготовки к выходу в свет журналов, начиная от их проектирования и заканчивая  читательскими откликами или реакции в обществе.

Во-первых придется выяснить откуда исходила инициатива, и при каком учреждении снова появился в 1949 г. довоенный журнал «СССР на Стройке», в будущем «Советский Союз», кто затем издавал его, кто его возглавлял и как была организована работа сотрудников редакции и редакционного комитета. В журнале можно уже наблюдать эволюцию тематической организации, но ее выяснение требует архивных поисков и проведения интервью. Если архив самой редакции пропал в 90-х годов, несколько документов еще сохраняются в ГАРФ, в РГАСПИ и в РГАНИ, которые свидетельствуют об ее деятельности. Отчасти пробелы в источниках восполняются интервью с бывшими сотрудниками журнала.

Во-вторых, стоит вопрос изучения фотожурналистской практики, между журнализмом и фотоискусством. Для этого используются методы контент-анализа, семиотики и иконологии, для анализа содержание журнала, и одновременно изучения его контеста в истории фотоискусства и журналистики после Второй мировой войны. Эти две темы еще мало исследованы. Вторая половина этой проблемы подразумывает изучение печатных органов советских журналистов и фотографов, как и собрание интервью фотокорреспондентов исследованного журнала.

Во-третих рассматривается проблема перевода журнала, и в частности выбора новых языков, необходимой логистики для появления 22 переводов, и характера адаптации содержания журнала к кругу читателей, соответствующий данному языку. Кроме значительного количества его различных вариантов были найдены в РГАСПИ и в РГАНИ решения по его переводу на несколько новых языков. Планируется проведение интервью у бывшего сотрудника редакции, который имел дело с организацией перевода.

Изучение содержания образм СССР на страницах журнала тесно связано с проблемами оформления и издания журнала, что представляет интерес, учитывая постоянные перемены в мировом графизме, и высокие качественные требования, которым соответствовал журнал. История советского дизайна после войны, как и история советских бумажного и полиграфического производств в целом, остаются до сих пор малоисследованными. Качество бумаги и полиграфии сильно влияют на степень привлекательности представленных в иллюстрированных периодических изданиях материалов и требовали огромных материальных затрат. Изучение оформления журнала «Советский Союз» проводится путем сравнительного анализа иллюстрированных журналов, издававшихся в СССР («Огонёк», «Смена»...) как и в других странах социалистического и западного лагерей. Проблемы бумажного снабжения и полиграфического производства рассматриваются в архивах соответственных секторов РГАЭ, РГАСПИ и РГАНИ.

Проблемы распространения, восприятия и отзывов на  журнал – тоже тесно связаны между собой. Они важны для анализа круга читателей, на которых был рассчитан журнал. Пока неизвестно каким тиражом он был опубликован и в каких условиях он был доступен. Пока найдено очень мало отзывов о журнале «Советский Союз», в том числе образец в архиве Совинформбюро. Сегодня его выпуски, как и все остальные советские зарубежные журналы, уже достигли коллекционной ценности, но еще трудно определить его положение в советской международной информационной системе.

Несмотря на его доступность и на возможное действие на общественное мнение разных стран, куда он был направлен, журнал «Советский Союз» представляет образ своей страны таким, каким его желали продемонстрировать. Он был своеобразной визитной карточкой страны. По такому же принципу другие страны издавали (и некоторые еще издают) одноименные журналы, такие как «Америка», «Англия», «Корея» и др. Но если представленный на страницах журнала образ страны формируется в условиях официальной культуры, он еще отражает личный вклад сотрудников журнала и их условия работы, равно как и конкретную материальную культуру страны.


«Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться или войти на сайт»



Запомнить меня
Автоматический вход
Забыли пароль?

  • Голубев Александр Владимирович25 Января 2013 00:06

    Насколько я помню, несколько лет назад вышло очень большое и дорогое издание: воспроизведение чуть ли не всех номеров (во всяком случае многих) журнала "Советский Союз" в одном томе.
    Ответить

    • Шевалье Гийом 25 Января 2013 09:55

      Думаю, что вы говорите об издании, в 2006 г., богато иллюстрированного сборника "СССР на стройке, иллюстрированный журнал нового типа", с отрывками текстов и нескольких страниц каждого номера, в том числе из 1949 г. В нём можно тоже читать три статьи Бориса Гройс, Александра Лаврентьева и Эрики Вольф. Но это "СССР на стройке", пока единственный альбом о журнале "Советский Союз" - из 1980 г., когда наградили его орденом Ленина.
      Ответить

      • Голубев Александр Владимирович25 Января 2013 12:48

        Да, Вы правы, я вспомнил, что именно так. Просто я видел книгу, но не листал ее и в руках не держал.
        Ответить

  • Макаров Алексей Николаевич26 Января 2013 13:49

    В ходе работы над темой диссертационного исследования, я также обращался к иллюстрированному журналу "СССР на стройке" предвоенного десятилетия. Обращались ли Вы к вопросу восприятия и реакции европейской публики, на которую как раз и был рассчитан журнал, фотографических серий, опубликованных на его страницах. Мне кажется, это очень интересный и важный вопрос.
    Ответить

    • Шевалье Гийом 28 Января 2013 12:20

      Я написал магистерскую диссертацию о "СССР на стройке", буду с удовольствием обменивать опытом и знанием по этой теме! Да, я конечно обращался на восприятия и реакции разных читательских кругов на журнал, который направился не только к читателям всех континентов и лагерей, но пока нашел очень мало документов по этому поводу. Думаю, что "Советский союз", как и "СССР на стройке", тоже косвенно влияли на публику, у них было особый статус в советской пропагандистской системе, и тоже влияли на другие ее органы.
      Ответить

  • Казакова Ольга Юрьевна30 Января 2013 13:37

    Автор затрагивает одну из актуальных на сегодня проблем формирования позитивного имиджа страны за рубежом, поднятую ныне на государственном уровне, но решаемую гораздо менее эффективно, чем в СССР. Советский Союз мастерски умел создавать свой положительный образ за счет тотального контроля за информацией, ее дозированного и конъюнктурного использования. В рамках выбранной проблематики, на мой взгляд, особенно важны три момента: идейно-идеологическая насыщенность транслируемого образа, включение журнала в мировые стандарты иллюстрированной периодики и адаптация содержания журнала к потребителям в разных странах. Во-первых, нужно оценить идеологический потенциал этого журнала. Если вспомнить пропагандистский напор внешнеполитического курса СССР хрущевской эпохи или ритуальную риторику брежневского застоя, то все эти флуктуации времен "холодной войны" должны были отражаться на содержании публикаций. В таком ракурсе рассмотрения темы перечисленные в тезисах страноведческие издания не эквивалентны "Советскому Союзу", а сам он не является визитной карточкой СССР в такой степени, как газета "Правда". Во-вторых, если исходить из тезиса автора о передовом, современном характере "Советского Союза" как иллюстрированного журнала, было бы интересно узнать, кто и как определил его формат, какое издание было выбрано в качестве объекта подражания, какой процент редколлегии составляли иностранцы, привлекались ли мировые авторитеты издательского дела к созданию концепции и развитию журнала. Наконец, чрезвычайно интересна и многообещающа мысль автора об адаптации издания к вкусам и представлениям читателей разных стран. Теоретически так оно и должно быть, однако выявление непосредственной причинно-следственной связи издателя этого по сути некоммерческого продукта и заинтересованного читателя в 22 странах - амбициозный проект, смелому автору которого хочется пожелать терпения и мужества, особенно в условиях утраты архива издания.
    Ответить

    • Шевалье Гийом 01 Февраля 2013 13:41

      Спасибо за ваш интерес и за очень интересный комментарий. Все моменты, которые вы приметили - важны, и постараюсь, в своем докладе, дать несколько элементов ответа по этим вопросам, хотя бы временные. После года архивных поисков, бесед с бывшими сотрудниками журнала и наблюдения разных журналов, можно по крайней мере ориентировать эти широкие проблемы в более специфические направления. 1)идейно-идеологическая насыщенность транслируемого образа: политика, будто внутренняя или внешняя, составляет только часть тематик журнала, но конечно встречается на разных уровнях субтекста текстов и иллюстраций, в ряде "ключевых моментов" советской пропаганды (сталинский культ личности, космические успехи, путешествия Хрущева, Олимпиада 1980 г. и т.д.) или даже в его участии в своеобразной "визуальной культуры" каждой из эпох послевоенной советской истории. Нельзя забыть особенности изобразительного документа, который передает другие информации, чем текстовый. Поэтому в докладе я упомянул не только методику "контент-анализа" но еще иконологии. 2)включение журнала в мировые стандарты иллюстрированной периодики: оформление и присутствие иностранцев в редколлегии - только часть проблемы. Проблема уже техническая, в приобретение фотографического материала, в актуальность полиграфического оборудование и в бумажное снабжение. И иностранцев не было в редколлегии, но в редакции получили иностранную прессу, встретились с иностранными фотографами или даже иногда уехали в командировку. Но как я написал выше, в своем ответе А.Н. Макарову, стоит тоже анализировать влияние этого журнала на другие публикации, и тому у меня есть уже несколько доказательств. 3) адаптация содержания журнала к потребителям в разных странах: она и без сомнений была, но журнал всегда сохранил характерную Советскому Союзу централизацию информации, и большинство содержания обращалось всем читателям разных языков. Но и специфическое и общее содержания - интересны в их разнообразный режим предназначения.
      Ответить