Гордина Е.Д. Образ Японии в советском военно-историческом романе к. 1930-начала 1940-х гг. (на примере «Цусимы» А.С. Новикова-Прибоя и «Порт-Артура» А.Н. Степанова).
В 1920-30-е годы одним из важнейших источников формирования сознания советских трудящихся стала историческая романистика. Первые произведения исторического жанра были опубликованы в первой половине 1920-х гг. и сразу приобрели широкую известность.
В советских произведениях исторического жанра видное место занимала военно-историческая тематика[1].
Образ Японии в романах «Цусима» А.С. Новикова-Прибоя и «Порт-Артур» А.Н. Степанова сложен и многопланов, складывается из множества составляющих, в частности, из описания взаимоотношений русских и японцев и др. В этих произведениях прослеживаются как общие черты, так и специфические для каждого из них особенности. Оба писателя являлись участниками событий русско-японской войны, она осталась для них самым ярким и значительным воспоминанием на всю жизнь.
Вопреки тому, что Япония одержала победу над Россией в 1905 году, она не кажется читателям сильным и грозным противником, наоборот, и Новиковым-Прибоем, и Степановым утверждается мысль о героизме русских солдат, матросов, ставших в русско-японской войне, по сути, заложниками, жертвами царского военного командования. Это проявляется во множестве конкретных эпизодов, где японцы изображены скорее карикатурно, отношение к ним русских моряков представляет собой смешение некоторого удивления (поскольку раньше они не сталкивались с этим противником, многое в нем им непонятно, непривычно), снисходительности и иногда - презрения, но никак не страх. Рельефно подчеркнуты, максимально полно показаны читателю недостатки и просчеты японского командования и нанесенный японскому флоту русскими моряками и артиллеристами вопреки бездарному командованию огромный урон.
Японские офицеры в изображении Новикова-Прибоя лишены душевного благородства и позволяют себе издевательства над оказавшими им мужественное сопротивление пленными русскими матросами. В ряде эпизодов показана необъяснимая, поразительная в глазах русских людей жестокость и равнодушие японских офицеров в отношении к безоружным и беззащитным – пленным. Надо сказать, что в обоих романах неприязненно изображаются именно японские офицеры, а в отношении солдат и матросов, простых людей этого сказать нельзя. Здесь авторами соблюдается принцип пролетарского интернационализма.
Особого внимания заслуживает занимающая важное место в обоих произведениях тема поддержки Японии со стороны Англии и Америки.
Главным врагом представляется все-таки не столько Япония, сколько самодержавный строй России в целом, система управления армией, флотом, страной.
[1] «Цусима» А.С. Новикова-Прибоя, «Севастопольская страда» С.Н. Сергеева-Ценского, «Порт-Артур» А.Н. Степанова, романы В.Г. Яна «Чингисхан», «Батый», «Дмитрий Донской» С. Бородина, «Багратион» С. Голубова и др.