Купцова И.В. Париж во время Первой мировой войны глазами М. Волошина


Париж начала ХХ века был одним из центров притяжения российской художественной интеллигенции, где  активно развивался диалог русской и западноевропейской культур. В разные годы войны в Париже бывали К. Бальмонт, М. Волошин, И. Эренбург, О. Цадкин, Д. Стеллецкий, Н. Гончарова, М. Ларионов, В. Аргутинский, Б. Савинков и др. Война ограничила возможности традиционных поездок в Европу, поэтому жившие там писатели и художники стали одним из источников информации об европейских делах.

Максимилиан Волошин приехал в Париж в январе 1915 г. и пробыл там с временными отъездами до мая 1916 г.     С мая 1915 г. благодаря протекции А. Чеботаревской он получил предложение писать в «Биржевые ведомости». Так появился цикл «Париж и война».

Впечатления М. Волошина о военном Париже были противоречивыми. С одной стороны, он отмечал изменившийся уклад жизни города: закрытые театры и музеи, магазины с аншлагом «персонал мобилизован», прекращение трамвайного движения, погасшие фонари, закрытые ставни окон в ожидании немецких цеппелинов. С другой стороны, изменившийся Париж был не только траурен, но и праздничен: флаги на домах, дающие концерты группы артистов в пользу разных касс. М. Волошин обращал внимание на знаки войны, отмечая ее цвет (серо-голубой защитной формы) и звуки (цеппелины, разрывы осветительных бомб, выстрелы).  

Основную задачу своих публикаций для российской прессы поэт видел в освещении событий и проблем воюющей Франции. Статьи «Поколение 1914 года», «Литература в 1915 году», «Жертвы», «Гробница поэта», «Маленькие недосмотры», «Шарль Пеги» (вышла в газете «Речь» в 1916 г.) были посвящены французским литераторам, сражавшимся на фронте. В статьях «Reprise des affaires» (оживление в делах), «Последний смотр»,  «Цеппелины над Парижем» и «Русский балет» автор дал очерк Парижа на второй год войны, когда она стала принимать характер бытового явления.

Взгляд М. Волошина – это взгляд поэта и художника, который воплотился кроме статей также в рисунках и стихах. Его свидетельства о жизни военного Парижа являлись важным источником информации для современников о текущем положении европейских дел, а для художественной интеллигенции – возможностью продолжения диалога культур.