Королёва В.А. Межцивилизационный диалог в музыкальном пространстве российского дальневосточного города (конец XIX –  первая треть  XX  вв.)


На протяжении длительного времени  в истории  мировой  культуры преобладала  концепция европоцентристского ракурса  «видения»  культурно-исторических процессов. Первые решительные шаги к размыванию европоцентризма можно отнести уже к концу XIX - началу XX  столетия.

Повышению интереса со стороны России к искусству стран Дальневосточной цивилизации и встречным процессам, направленным на постижение  русской и европейской  музыки корейцами, китайцами, японцами в значительной степени способствовало воссоединение с Россией по русско-китайским договорам Амурского (1858 г.) и присоединение к ней Уссурийского (1860 г.) краёв. Близкое соседство и тесные связи русского Дальнего Востока со странами Дальневосточной цивилизации  предопределили специфику  формирования отечественного регионального музыкального пространства как феномена «культурного пограничья» или  «перекрёстка цивилизаций».  

Значительный приток  корейских мигрантов, принимавших затем российское подданство, способствовал  существенному пополнению численности сельского, а затем и городского населения россиян, прибывавших из западных и центральных  регионов Отечества для освоения новых русских земель. В течение почти 80-летнего  периода  с 1860-х годов до депортации корейского населения в 1937 году в Казахстан  и советские республики Средней Азии на российском Дальнем Востоке сохранялись уникальные условия для активного  диалога-взаимодействия между русской   музыкальной культурой и  искусством  корейцев как представителей Дальневосточной цивилизации.

Исследовательский интерес автора связан  с изучением межцивилизационного «музыкального диалога»  и осмыслением влияния его результатов  на формирование отечественной региональной дальневосточной музыкальной культуры. Исторические свидетельства тесных контактов двух различных художественных систем (запечатлённые в образцах музыкального искусства, материалах печати, архивных документах, научной литературе, мемуарах, афишах, фотографиях и других источниках)   предоставляют возможность  определить формы  освоения   музыкального искусства «чужой» художественной системы,   нашедшие воплощение  в образцах художественной деятельности корейских переселенцев и их потомков на Дальнем Востоке России и оценить значение результатов такой художественной деятельности для региональной (на макро- и микроуровнях) музыкальной культуры.

В результате проведённого исследования выявлено, что именно в музыкальной  деятельности корейских переселенцев  и их потомков на Дальнем Востоке России рассматриваемого периода ярко определился   «знаковый» фактор формирования региональной художественной культуры как системы - территориальность искусства, проявившуюся  через предпочтение  локального места производства и функционирования уже готовых произведений искусства. Освоение корейцами европейской и, прежде всего, русской    музыкальной культуры отмечено, во-первых,   в виде  цитирования (усвоения и «присвоения»)   образцов светской и церковной русской и европейской вокальной  и инструментальной музыки. Во-вторых,  результатом  воздействия на корейцев русской песенной культуры стало появление у корейских авторов новых форм корейской песенности – корейских массовых патриотических и лирических песен, частушек, свадебных песен. Продуктивные поиски новой проблематики и эксперименты с новыми  направлениями  художественной деятельности  корейцев  в  музыкальной концертной сфере способствовали рождению неизвестных доселе корейской культуре театральных форм «Синей блузы», ТРАМ  и, наконец,  новой синтетической модели Корейского музыкально-драматического театра.

Таким образом,  музыкальная культура корейцев на Дальнем Востоке России второй половины XIX – первой трети XX вв. представляет собой оригинальный локальный вариант  корейской культуры в целом и яркий феномен отечественной региональной культуры рассматриваемого времени.