Концова Е.Н. Советские войска в период Курской битвы глазами немецких военнослужащих
Основа для исследования составили материалы опросов пленных военнослужащих немецкой армии из фондов Центрального архива Министерства обороны РФ.
В докладе рассматривается моральное состояние немецкого солдата в 1943 году в период Курской битвы и динамика восприятия им русского солдата в этот период.
Спектр мнений, отраженных в документах, касается следующих вопросов:
· Неожиданность русского наступления, крушение «теории качелей».
· «Красноармейцы дерутся очень стойко и храбро, и они лучше нас вооружены».
· Немецкие солдаты боятся не войны, но превосходства русской техники, с которой они никак не ожидали столкнуться. Храбрость немецкого солдата внутренне неразрывно связана с техникой, он становится беспомощным, когда техника оказывается обращенной против него.
· Перелом в настроениях солдат противника после начала наступления.
· «Русские изменились за время войны. Они злы, упорны и сражаются как бешеные. У них какое-то необъяснимое мужество, которого нет у немцев».
· «Немцы воюют далеко от своей родины, и у них нет такого ожесточения и упорства, как у русских».
· Россия оказалась противником равной силы. Победить Россию нельзя, а значит, и не может быть никакой речи об уничтожении русского народа.
· Изменение отношения немцев к русским военнопленным, использующимся на подсобных работах в немецкой армии, в 1943 году.
Документы показывают, что после двух лет ведения боевых действий на территории России, немецкие солдаты постепенно «начинают прозревать» и при оценке противника больше руководствуются не навязанными им пропагандистскими клише, а собственным опытом и здравым смыслом. При этом мнения, высказанные военнопленными на допросах, необходимо подвергать серьезному критическому анализу, учитывая ту ситуацию, в которой оказались авторы высказываний, и их возможную мотивацию. Проверка «искренности» высказываний о противнике возможна при привлечении писем и дневников немецких военнослужащих, действовавших в тот же период на тех же участках фронта. В целом такое сопоставление позволяет сделать вывод, что мнение о «русском солдате» и «русском оружии», действительно, менялось под влиянием как упорного сопротивления в обороне, так и, особенно, успешных наступательных действий советских войск.