Колесникова А.Г. Образ советского солдата периода Великой Отечественной войны в современном зарубежном кинематографе: история одного фильма («Неизвестная. Одна женщина в Берлине», 2008).


Война – многогранное и великое, но все же скверное слово. Она заставляет людей делить мир на «своих» и «чужих», на «наших» и «не наших». Великая Отечественная война, пожалуй, как никакой другой конфликт в истории XX века очертила этот трагический водораздел. В современном искусстве это великое событие мировой истории, как никакое другое, часто используется в качестве базы для создания художественных произведений: романов, поэзии, театральных и кино- постановок.

В российском кинематографе тема Великой Отечественной войны является основой для создания большого количества военных кинолент разных жанров, сериалов и телевизионных очерков. Но…невозможно оценить и проанализировать «остаточные явления» глобального военно-политического конфликта, имеющие место по сей день, без рассмотрения продуктов художественной культуры бывших противников. Актуальной является и проблема интерпретации образа советского солдата глазами тех, кто оказался в роли побежденных в Великой Отечественной войне – глазами немцев. Кинолента «Безымянная. Одна женщина в Берлине» (нем. «Anonyma Eine Frau in Berlin», Germany, Constantin Film, 2008) актуализирует «запретную темы» в истории послевоенной Европы, тему «солдата-освободителя VS варвара-завоевателя», образа и восприятия его мирным немецким населением, в частности, женской его частью. Фильм поднимает также тему пресловутого «Vae Victis» (лат. - Горе побежденных), тему особенностей взаимоотношений населения захваченного Берлина и советского военного контингента.  В основу сценария положен дневник немецкой журналистки Марты Хиллерс, который она начала вести в берлинском бомбоубежище 20 апреля 1945 года; она повествует о том, что за первые несколько дней после взятия Берлина она, ее подруги и соседки неоднократно подвергались насилию со стороны советских солдат. Режиссер картины как в своих интервью, так и контекстно, художественными методами киноискусства, доводит важную и по-настоящему человеческую («Человек» тут с большой буквы) мысль: наивно и неправильно красить белой краской всю войну и уверять, что никогда не было в советской армии солдат и офицеров, которые, испытав страшные душевные и физические травмы и помня о миллионах убитых, о насилии на оккупированных фашистами территориях, захотели бы отомстить. Многие мстили правильно: вражеской армии в бою. Но некоторые могли мстить и мирному населению или считать «вражеских» женщин чем-то вроде заслуженного трофея.

В фильме «Безымянная…» представлен целый калейдоскоп образов советских военных: от «апостола войны», интеллигентного майора Андрея, до «варвара» и насильника рядового Петьки. И именно посредством этой множественности рождается противоречивый и многогранный образ советского военного в немецком кино.