Гордин А.А. Американский поселок Горьковского автозавода в 1930-е годы


Изучение вопросов, связанных с межкультурными коммуникациями,  имеет важную научную и общественную актуальность. Проблема взаимовосприятия  (а также  взаимодействия) СССР и внешнего мира в 1920-1930-е годы отражена в исследованиях М.Л. Бичуча, А.В. Голубева, С.В. Журавлева, А.Е. Иоффе, В.И. Касьяненко, Г.Б. Куликовой, Е.А. Кривошеевой, В.А. Невежина, Л.С. Озерова,  Б.М. Шпотова и др[1-12].

 В 1929 году советское правительство приняло решение построить недалеко от г. Нижнего Новгорода крупный автомобильный завод. В его строительстве и налаживании производства приняли участие две американские компании – автомобильная «Форд» и строительная «Остин»[13,с.10-12;14,с.12-22]. Для иностранных инженеров и рабочих на Автозаводе был сооружен специальный жилой комплекс повышенной комфортности - Американский поселок. Основная застройка поселка велась в 1930-1931 годах. Первыми иностранцами – жителями Американского поселка стали специалисты кампании «Остин», приехавшие весной 1930 года[15; 16,2006, №9-10, с.108-109. ].  В 1932 году на Горьковском автозаводе работало 181 иностранцев (цифра требует уточнения)[17,с.183].

По данным 1935 года, в элитном поселке площадью 21,0 га насчитывалось 5 двухквартирных коттеджей, 7 двухэтажных четырехквартирных, 6 - восьмиквартиных, 9 - двенадцатиквартирных домов, 4 общежития, 1 каркасный дом НКВД, 3 опытных одноквартирных дома.  В 1935 году здесь проживало 1600 человек (включая семьи советских специалистов). В поселке работала центральная тепловая станция для отопления жилищ, прачечная, клуб, детский сад, магазины, баня, парикмахерская, почта - телеграф, сберкасса, гостиница, столовая, школа № 4 и др.  В домах была горячая и холодная вода, ванны, канализация и другие недоступные для многих рядовых советских трудящихся удобства[15].

 Поселок превратился в особую территорию в рамках промышленного района,  «Немецкую слободу» Автозавода,  где был  свой образ жизни, свои устои и порядки. Нарядившись в эпатажные костюмы, иностранцы устраивали празднование Хэллоуина. Долгие вечера западные инженеры коротали за игрой в бридж. Набожные иностранцы проводили в клубе религиозные службы[16].    

Американские рабочие, трудившиеся на Автострое, объединились в коммуну  «Цемент» (ее руководителем был американец финского происхождения  Суйканен). Для иностранцев были организованы кружок русского языка, политкружок, кружок МОПРа[18]. Часть иностранцев осталась в СССР[19, 20,с.64], но в дальнейшем они были репрессированы.

Американский поселок, являясь частью западного микромира на Автозаводе, был для советских трудящихся одним из важнейших источников формирования представлений о жизни за рубежом.   

[1] Бичуч, М. Л. Партийное руководство интернациональным воспитанием рабочего класса (1928-1937) / М. Л. Бичуч. – Саратов : Сарат. ун-т, 1980. – 231 с.

[2] Голубев, А. В.  «Весь мир против нас»: Запад глазами  советского общества   1930-х годов / А. В. Голубев // Труды института российской истории РАН. 1997-1998. – М., 2000. – С. 287-310.

[3] Голубев, А. В. «Если мир обрушится на нашу Республику» : Советское общество и внешняя угроза в 1920-1940-е гг. – М. : Кучково поле, 2008. – 384 с.

[4]Журавлев, С. В. «Маленькие люди» и «большая история»: иностранцы Московского электрозавода в советском обществе 1920-1930-х годов / С. В. Журавлев. – М. : РОССПЭН, 2000. – 352 с.

[5]Иоффе, А. Е. Интернациональные, научные и культурные связи Советского Союза (1928-1932) / А. Е Иоффе.  –  М. : Наука, 1962. – 200 с.

[6]Касьяненко, В. И.  Страна Советов и США: опыт  и уроки  сотрудничества в 20-х – начале 30-х годов / В. И. Касьяненко. – М. : Знание, 1989. – 62 с. 

[7]Куликова, Г. Б. СССР  1920-1930-х годов глазами  западных интеллектуалов / Г. Б. Куликова // Отечественная история. – 2001. –  № 1. – С. 4-24.

[8]Куликова, Г. Б. Под контролем государства: пребывание в СССР иностранных писателей в 1920-1930-х годах / Г. Б. Куликова // Отечественная история. – 2003. – № 4. – С. 43-59.

[9]Кривошеева, Е. А. Большой Билл в Кузбассе. Страницы  интернациональных связей / Е. А. Кривошеева. – Кемерово : Кемер. кн. изд-во, 1990. – 175 с.

[10]Озеров, Л. С. Дело трудящихся всех стран: Международная солидарность трудящихся СССР и зарубежных стран в период строительства социализма / Л. С. Озеров. – М. : Политиздат, 1978. – 214 с.

[11] Невежин,  В.  А.  Метаморфозы советской пропаганды в 1939- 1941 годах / В. А. Невежин // Вопросы истории. – 1994. – № 8. – С. 164-171.

[12]Шпотов, Б. М. Взаимовосприятие американцев и русских в годы первой пятилетки / Б. М. Шпотов // Отечественная история. – 2007. – № 4. – С. 135-140.

[13] Горьковский автомобильный / редкол. И. И. Киселев, В. Я. Доброхотов, А. В. Новиков [и др.]. – М. : Мысль, 1981. – 303 с.

[14] Гордин, А. А. Горьковский автомобильный завод. История и современность / А. А. Гордин. – Н. Новгород : Кварц, 2012. – 320 с.

[15] Государственной учреждение Центральный архив Нижегородской области Ф.2561.Оп. 2.Д.7.Л.36, 49-50об.

[16] Остин, Р. Строя Утопию / Р. Остин // Нижегородский музей. – 2006. –2009.

[17] История индустриализации Нижегородского – Горьковского края (1926-1941) / под ред. Ф. Г. Евграфова, З. К. Звездина, В. П. Фадеева. – Горький : Волго-Вят. кн. изд-во, 1968. – 615 с.

[18] Риневич, С. «Цемент» / С. Риневич // Автогигант. – 1930. − №48.

[19] Р. Г. «СССР – моя  Родина». Бывший инорабочий  тов. Дворный  − депутат райсовета / Р. Г. // Автогигант. – 1934. − №272.

[20] Горьковский автомобильный : Очерки истории завода / П. Алешина, С. Голиков, А. Гуляев, М. Драгунов. – М. : Профиздат, 1964. – 296 с.