Шевалье Гийом. Формирование образа СССР на страницах журнала «Советский Союз», к постановке проблемы


Формирование позитивного образа страны за рубежом было одной из важных задач советского руководства. В этом отношении заметную роль играли печатные издания, распространявшиеся за границей. С 1930 г. и до Второй мировой войны издавался журнал «СССР на стройке», который снова опубликовался в 1949 г., был реорганизирован в 1950 г. под названием «Советский Союз», и издавался до конца 1991 г. Журнал «Советский Союз», как и его прямой предшественник, издавался на русском языке и продавался в Советском Союзе, но одновременно издавался на разных иностранных языках: если «СССР на стройке» был переведен на 3 - 4 языка, «Советский Союз» знал  переводы на 22 языка как социалистического и западного лагерей, как и стран третьего мира. Формат этих журналов, необычный для советских публикаций (широкие листы и высококачественная бумага), свидетельствует о попытке адаптации к качественным требованиям читателей западных иллюстрированных журналов. Среди журналов, издаваемых советскими учреждениями за границей, таких как «Советская Женщина», «Совет Лайф» и «Совет Лэнд», журнал «Советский Союз»  отличался широтой целевой аудитории и сильным художественным характером его фотографий, благодаря команде десяти талантливых и мобильных фотографов разных поколений, начиная с военных фотокорреспондентов как Макс Альперт и Анатолий Гаранин. Область интересов «общественно-политического» журнала «Советский Союз» была тоже довольно широка, включая целый ряд культурных, научно-технических, политических, дипломатических событий, а также географических репортажей со всей территории СССР, представлений моды, художественных ремесел и пр.

Данный доклад представляет проблематику, источники, методику и первые результаты исследований, проведенных в рамках подготовки кандидатской диссертации, начатой в 2011-2012 г. Цель работы – изучение образа Советского Союза, созданного одноименным журналом,  анализ  его содержания и восприятия его читателями. В диссертации также ставится задача изучить различные этапы истории журнала, включая материальные факторы. Поэтому, разные аспекты главной проблематики рассматриваются в ходе функционального изучения журнала, выделяющее различные этапы подготовки к выходу в свет журналов, начиная от их проектирования и заканчивая  читательскими откликами или реакции в обществе.

Во-первых придется выяснить откуда исходила инициатива, и при каком учреждении снова появился в 1949 г. довоенный журнал «СССР на Стройке», в будущем «Советский Союз», кто затем издавал его, кто его возглавлял и как была организована работа сотрудников редакции и редакционного комитета. В журнале можно уже наблюдать эволюцию тематической организации, но ее выяснение требует архивных поисков и проведения интервью. Если архив самой редакции пропал в 90-х годов, несколько документов еще сохраняются в ГАРФ, в РГАСПИ и в РГАНИ, которые свидетельствуют об ее деятельности. Отчасти пробелы в источниках восполняются интервью с бывшими сотрудниками журнала.

Во-вторых, стоит вопрос изучения фотожурналистской практики, между журнализмом и фотоискусством. Для этого используются методы контент-анализа, семиотики и иконологии, для анализа содержание журнала, и одновременно изучения его контеста в истории фотоискусства и журналистики после Второй мировой войны. Эти две темы еще мало исследованы. Вторая половина этой проблемы подразумывает изучение печатных органов советских журналистов и фотографов, как и собрание интервью фотокорреспондентов исследованного журнала.

Во-третих рассматривается проблема перевода журнала, и в частности выбора новых языков, необходимой логистики для появления 22 переводов, и характера адаптации содержания журнала к кругу читателей, соответствующий данному языку. Кроме значительного количества его различных вариантов были найдены в РГАСПИ и в РГАНИ решения по его переводу на несколько новых языков. Планируется проведение интервью у бывшего сотрудника редакции, который имел дело с организацией перевода.

Изучение содержания образм СССР на страницах журнала тесно связано с проблемами оформления и издания журнала, что представляет интерес, учитывая постоянные перемены в мировом графизме, и высокие качественные требования, которым соответствовал журнал. История советского дизайна после войны, как и история советских бумажного и полиграфического производств в целом, остаются до сих пор малоисследованными. Качество бумаги и полиграфии сильно влияют на степень привлекательности представленных в иллюстрированных периодических изданиях материалов и требовали огромных материальных затрат. Изучение оформления журнала «Советский Союз» проводится путем сравнительного анализа иллюстрированных журналов, издававшихся в СССР («Огонёк», «Смена»...) как и в других странах социалистического и западного лагерей. Проблемы бумажного снабжения и полиграфического производства рассматриваются в архивах соответственных секторов РГАЭ, РГАСПИ и РГАНИ.

Проблемы распространения, восприятия и отзывов на  журнал – тоже тесно связаны между собой. Они важны для анализа круга читателей, на которых был рассчитан журнал. Пока неизвестно каким тиражом он был опубликован и в каких условиях он был доступен. Пока найдено очень мало отзывов о журнале «Советский Союз», в том числе образец в архиве Совинформбюро. Сегодня его выпуски, как и все остальные советские зарубежные журналы, уже достигли коллекционной ценности, но еще трудно определить его положение в советской международной информационной системе.

Несмотря на его доступность и на возможное действие на общественное мнение разных стран, куда он был направлен, журнал «Советский Союз» представляет образ своей страны таким, каким его желали продемонстрировать. Он был своеобразной визитной карточкой страны. По такому же принципу другие страны издавали (и некоторые еще издают) одноименные журналы, такие как «Америка», «Англия», «Корея» и др. Но если представленный на страницах журнала образ страны формируется в условиях официальной культуры, он еще отражает личный вклад сотрудников журнала и их условия работы, равно как и конкретную материальную культуру страны.