Невежин Владимир Александрович. Поляки на дипломатических приемах И.В. Сталина (1941—1945 гг.)


 

Одним из принципов существования и развития различных народов является межкультурное взаимодействие. Это – особый вид непосредственных отношений и связей, которые складываются между двумя или большим количеством культур в ходе этих отношений.

Специфической формой межкультурного взаимодействия являются дипломатические приемы (банкеты). Это – общепринятый и распространенный вид внешнеполитической деятельности. Дипломатические рауты представляют удобную возможность для укрепления связей, получения информации, разъяснения политики своей страны. В то же время в процессе подготовки и проведения этих специфических мероприятий государственного масштаба, имеющих особый церемониал, установленные принципы этикета, проявляются особенности культуры и менталитета представителей политической элиты отдельных народов и стран.

Дипломатические приемы с участием И.В. Сталина, несомненно, сыграли огромную роль в налаживании и поддержании политических отношений с союзными странами ( в том числе – с Польшей) в период Великой Отечественной войны. Однако остается мало изученным вопрос о специфике советского дипломатического протокола военных лет, ролевых функциях участников дипломатических приемов, особенностях их церемониала и этикета. Еще один актуальный сюжет – меню дипломатических приемов в Кремле военного периода, дающее возможность выявить особенностях советской застольной культуры.    

Особый интерес представляет вербальный элемент межкультурного взаимодействия: содержание разговоров и бесед, которые вел И.В. Сталин с зарубежными партнерами в ходе дипломатических приемов. Застольные беседы, имевшие важное военно-политическое значение, помимо прочего, отражали особенности политической культуры как советского вождя, так и его и его зарубежных собеседников. К их числу в 1941—1943 гг. принадлежали руководители польского  эмигрантского правительства, а после разрыва Советским Союзом дипломатических отношений с ним, в 1944—1945 гг. –   представители Временного правительства национального единства Польши и Полькой Крайовой Рады Народовой.            

 

В предлагаемом докладе предпринята попытка осветить сформулированные выше сюжетов, основываясь на исторических источниках. К их числу принадлежат, в первую очередь, опубликованные официальные записи тех бесед и диалогов, которые вел И.В. Сталин в Кремле с представителями польского эмигрантского правительства С. Сикорским, В. Андерсом, С. Котом во время дипломатического раута начала декабря 1941 г. Большой фактический материал, дающий возможность сконцентрироваться именно на межкультурном контексте сталинских дипломатических приемов с участием поляков, содержится в мемуарах непосредственных участников событий. Автор доклада использовал помимо прочего источники личного происхождения:  воспоминания генерала В. Андерса, посла польского эмигрантского правительства в Москве С. Кота, Х. Ружаньского, одного из министров Временного правительства национального единства правительства Польши; дневниковые записи народного комиссара танковой промышленности СССР В.А. Малышева.

Эти источники позволяют конкретизировать представление о специфике восприятии представителями польской элиты советских реалий и политической культуры  сталинского режима. Кроме того, они свидетельствуют о наличии у польских государственных, военных деятелей и дипломатов острого интереса к И.В. Сталину, который, несмотря на неоднозначное (в некоторых случаях – негативное) отношение с их стороны вызывал уважение даже у явных недоброжелателей благодаря незаурядным  личным качествам. Несомненно, в данном случае проявлялись не только присущие Сталину качества политического прагматика, но и неординарность его личности, располагавшей большим и разнообразным арсеналом методов воздействия, умело применявшей их с целью расположить к себе даже ярых недоброжелателей (импровизация, умение убедить даже самого упорного собеседника в собственной правоте в сочетании с прямым давлением и шантажом).