Колесникова Александра Геннадьевна. Образ немца в советском художественном кинематографе периода Великой Отечественной войны: к проблеме межнационального восприятия
С первых дней войны главной задачей советского искусства, обладавшего огромной силой воздействия на общество, стал мобильный и своевременный отклик на неотвратимость случившегося, на ужас войны. Образ немца-фашиста, каким он предстает в советском игровом кино периода Великой отечественной войны, является важным социокультурным феноменом военной эпохи и неотделимой составляющей её духовного контекста. Главной задачей представляется выявление актуального образа представителей одной нации в глазах другой в художественных кинокартинах в период длительного военного конфликта. В статье рассмотрены наиболее известные художественные фильмы, снятые Центральной объединенной киностудией (ЦОКС – в неё вошли работники эвакуированных в Алма-Ату киностудий Мосфильм и Ленфильм) и Киевской студией художественных фильмов, которая также была эвакуирована и продолжала работать в Ашхабаде.
Историография по теме представляет собой комплекс литературы по киноведению за разные годы и современных исторических исследований имагологического характера. В данной статье исследован актуальный образ противника в Великой Отечественной войне в игровых фильмах 1941 – 1945 гг. В годы ВОВ борьба за национальную независимость и суверенитет стала главным содержанием жизни советских людей. Эта борьба требовала от общества напряжения духовных и физических сил. И именно мобилизация духовных сил и поддержание морального духа нашего народа явилась главной задачей советского искусства, в особенности - кино. В тяжелых условиях советского тыла, в условиях эвакуации киностудий Мосфильма и Ленфильма в Алма-Ату, художественное кино не только выжило, но и сумело одержать серьезные творческие победы: достаточно назвать такие фильмы, как «Радуга» М. Донского, «Она защищает Родину» Ф. Эрмлера, «Секретарь райкома» И. Пырьева, «Нашествие» А. Роома, которые рассмотрены в данной статье. В них отразился актуальный образ немца-врага и его пособников, которым противопоставлены образы простых советских людей. Враги периода Великой Отечественной войны в советском художественном кино — немцы, фашисты и их пособники. В пропагандистской риторике гитлеровцы всегда служили абсолютной мерой негативного. Аппеляция к этим образам означала безусловные характеристики бесчеловечного, аморального и злого.
В первые месяцы войны руководством органами пропаганды делались попытки разделить «немцев» («немецких рабочих») и «нацистов», гитлеровцев. Однако после замешательства эти установки сменились на самую жесткую пропаганду, связанную с ростом зон оккупации, на которых немецкие захватчики творили насилие во всех его проявлениях. По мере роста страданий народа фашисты все больше воспринимались как звери, нелюди в народном сознании, такими они представлены и в массовой пропагандой. Чувство ненависти к врагу стимулировали такие агрессивные и эмоционально сильные элементы пропаганды, как статьи И. Эренбурга (например, «Убей немца»)[26; 85], стихи К. Симонова (стихотворение «Убей его!»)[6; 259-260], известные плакаты начального периода войны («Воин Красной армии, спаси!», «Отомсти!», «Родина-мать зовет!» и др.[26; 84])
В первых работах советских кинематографистов периода Великой Отечественной войны чувствовалось желание реагировать на фронтовые события максимально оперативно. Так возникает жанр военных киносборников, представляющих собой серию военных новелл. Вслед за «Боевыми киносборниками» снимаются полнометражные художественные кинокартины, отражавшие события отечественной войны, содержащие в себе как яркие образы положительных героев, так и пугающе достоверных персонажей образа врага.
Образ немца-фашиста в игровом кино ВОВ решен и визуализирован в типично пропагандистской манере, характерной также и для советского плаката. В ряде фильмов и кинозарисовок (например, «Пир в Жермунке», «Секретарь райкома», «Она защищает Родину») показан образ явного врага, воплощенный в конкретных персонажах немецких солдат и офицеров. Для него характерны следующие черты визуализации: во-первых, его поведение и характер предельно анималистичны (то есть, выражены в манерах, более пристойных животному, нелюдю; положительные герои часто произносят «гад», «гадина», «зверь», характеризуя этими эпитетами персонажей образа врага). Во-вторых, в сюжетных линиях военного кино образ противника представлен двояко: в первых сценах фильма это грозный, сильный и безжалостный враг; с развитием сюжета, в последних сценах образ, как правило, подвергается сатирическому снижению (то есть, изображен карикатурно) – это трусливый, жалкий противник (см. фильм «Она защищает Родину»). В некоторых фильмах образ немца носит латентный, «закулисный» характер и рассматривается как некая враждебная сила. Свое реальное выражение такой образ находит в персонажах пособников врага. Визуальное представление пособников носит классовый характер, как правило, либо это так называемые «выходцы с того света» - бывшие дворяне, «кулаки», «непролетарские элементы», которые никогда не были полностью лояльны советской власти, либо это категории приспособленцев – предателей. Это члены советского общества, стремившиеся приспособиться в условиях новой власти в зонах оккупации (см. например, персонаж Пуси из фильма «Радуга» и образ Кокорышкина из «Нашествия»).
Подобное представление образа фашиста и персонажей пособников характерно для игровых кинофильмов как элементов советской пропаганды эпохи Великой отечественной войны: в тяжелейших условиях войны необходимо было обеспечить мобилизацию всех сил страны для борьбы с врагом.
Несмотря на то, что уже в конце войны в средствах пропаганды появились новые установки, сложно было остановить тот невообразимый заряд ненависти, который получило советское общество во время войны при помощи средств пропаганды и агитации, однако гораздо большую роль сыграла реальность самой войны. Возникшая таким образом ненависть и взаимная неприязнь породила гигантскую тень, которая легла на обе нации в послевоенный период. Этим фактом умело пользовалась советская пропаганда уже в послевоенные годы, используя в художественных фильмах все негативные черты «немца-фашиста», «нелюдя» - противника в войне.
ИСТОЧНИКИ
1. Власть и художественная интеллигенция: Документы: 1917 – 1953. – М.: Международный фонд «Демократия», 1999. – 872 с.
2. Их оружие – кинокамера. Рассказы фронтовых операторов. – М.: Искусство, 1984. – 283 с.
3. Казначеев А., Клячко Ц. Рядом с солдатом. – М.: Всесоюзное бюро пропаганды киноискусства, 1982. – 54 с.
4. Кино на войне: Документы и свидетельства/ Авт. – сост. В.И. Фомин. – М.: Материк, 2005. – 944 с.
5. Рымарев Д. Дни штурмовые. – М.: Политиздат, 1975. – 235 с.
6. Симонов К. Убей его!// Москва военная. 1941 – 1945. Мемуары и архивные документы. - М.: Мосгорархив, 1995. - С. 259 – 260.
7. Сталин И. Утро мира//Правда. Москва. 10 мая 1945.
8. Трояновский М. Я хотел написать книгу. – М.: Искусство, 1972. – 230 с.
9. Фомин В.И. Полка: Документы и свидетельства. – М.: НИИК, 1992. – 173 с.
10. Он же. Цикл публикаций «Война: евангелие от цензуры». – Экран и сцена. 1995. Апрель-май. №16-20
11. Нашествие (ЦОКС, Алма-Ата, 1944)// Видеосервис IVI [Электронный ресурс] /Электрон. дан. М., 2012. Режим доступа: http://www.ivi.ru/watch/53126#play, свободный.
12. Она защищает Родину (ЦОКС, Алма-Ата, 1943)// Кинофильмы ТВ. Лучшее из мирового кинематографа [Электронный ресурс] /Электрон. дан. М., 2012. Режим доступа: http://kinofilms.tv/film/ona-zashhishhaet-rodinu/13075/, свободный.
13. Радуга (Киевская киностудия художественных фильмов, Ашхабад, 1943)// Кинофильмы ТВ. Лучшее из мирового кинематографа [Электронный ресурс] /Электрон. дан. М., 2012. Режим доступа: http://kinofilms.tv/film/raduga-1943/36929/, свободный.
14. Секретарь райкома (ЦОКС, Алма-Ата, 1942)// Кинофильмы ТВ. Лучшее из мирового кинематографа [Электронный ресурс] /Электрон. дан. М., 2012. Режим доступа: http://kinofilms.tv/film/sekretar-rajkoma/13582/, свободный.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
15. Багдасарян В.Э. Образ врага в исторических фильмах 1930–1940-х годов.// Отечественная история. № 6. 2003. С. 37-41.
16. Бояджиев Г. Марецкая. – М.: Искусство, 1954. – 245 с.
17. Горяева Т. Убить немца: образ противника в советской пропаганде // Родина. 2002. №10. С. 41-44.
18. Гудков Л. Идеологема «врага»: «Враги» как массовый синдром и механизм социокультурной интеграции.// Образ врага: Сб. ст./ Сост. Л. Гудков. М., 2005. С. 7-80.
19. Донской М. Сборник. Мастера советского кино. – М.: Искусство, 1973. – 272 с.
20. Зак М. Михаил Ромм и традиции советской кинорежиссуры. – М.: Искусство, 1975. – 280 с.
21. История отечественного кино: Учебник. – М.: Прогресс-Традиция, 2005. – 528 с.
22. История страны. История кино: Сб. ст. / Под ред. С. Секиринского. – М.: Знак, 2004. – 496 с.
23. Кушниров М. Жизнь и фильмы Бориса Барнета. – М.: Искусство, 1974. – 240 с.
24. Назаров А. Трансформация образа врага в советских хроникальных кинофотодокументах июня-декабря 1941 года // Образ врага. /Сост. Л.Гудков, ред. Н.Кондорова. М., 2005. С. 175 – 190.
25. Огнев К. Реалии истории в зеркале экрана. – М.: Эйзенштейновский центр исследований кинокультуры, 2003. – 283 с.
26. Сенявская Е.С. Противники России в войнах XX века: Эволюция «образа врага» в сознании армии и общества. - М.: РОССПЭН, 2006. – 288 с.
27. Советское кино в годы Великой отечественной войны (1941 – 1945). – М.: ВГИК, 1999. – 49 с.
28. Ханютин Ю. Предупреждение из прошлого. – М.: Искусство, 1968. – 285 с.
29. Художественная кинематография в дни Великой отечественной войны. – М.: Госкиноиздат, 1944. – 58 с.
30. Экранизация истории: политика и поэтика: Сб. ст./ Отв. ред. Л.М. Будняк. – М.: Материк, 2003 – 160 с.
31. Юренев Р. Кинорежиссер Евгений Червяков. – М.: Бюро пропаганды советского киноискусства , 1972. – 64 с.