Купцова Ирина Валентиновна. Образ Бельгии в сознании российской художественной интеллигенции в годы Первой мировой войны
22 июля (4 августа) 1914 г. немецкие войска перешли бельгийскую границу. В течение трех недель большая часть страны была оккупирована. Хотя оборона Бельгии не была удачной военной операцией, она сыграла огромную роль в мобилизации сознания как в странах – союзницах, так и в нейтральных странах. Вторжение в Бельгию стало свидетельством того, как сильная военная держава грубо нарушает все международные обязательства и моральные нормы и захватывает миролюбивое маленькое государство. Одним из символов этого стало разрушение старого университетского города Лувен. Отказ принять ультиматум Германии и сопротивление короля Альберта и бельгийской армии стало демонстрацией духовной силы. Мужественная борьба бельгийского народа вызвала всеобщее сочувствие и восхищение. Джек Лондон писал: «О Бельгии будут вспоминать до тех пор, пока будет вращаться земной шар. Все человечество связано и будет связано долгом благодарности к Бельгии… Священным признают этот прекрасный, благородный долг все нации мира»[1].
Хотя бельгийский вопрос не затрагивал непосредственных национальных интересов России, его активно обсуждали в интеллигентских кругах. В течение нескольких месяцев бельгийская тема преобладала в литературе. Первым откликнулся на нее Ф. Сологуб, посвятивший стихотворение «Бельгиец». В. Брюсов в поэме «Фламандцам» восхищался мужеством и героизмом бельгийцев. С 21 октября 1914 г. в газете «День» появился специальный Бельгийский отдел, в котором приняли участие Д. Мережковский, А. Блок, Ф. Сологуб. В 1915 г. в России была переведена «Книга короля Альберта», с русским разделом, в который вошли статьи Л. Андреева, Д. Мережковского и А. Куприна. А. Куприн писал: «Не восторг, не восхищение, а глубокую вечную благодарность всего цивилизованного мира снискал себе самоотверженный бельгийский народ и их благородный юный монарх. Они первые бросились на дикого зверя… Они спасли не только свое отечество, но всю Европу от бешенства варваров…»[2]. Вера в грядущую свободу и возрождение Бельгии – основная тема литературы о Бельгии. В 1916 году в Петрограде как «знак преклонения перед маленьким народом, озарившим мир строгою красотою духа» был выпущен специальный «Бельгийский сборник», в числе участников которого были А. Блок, Т. Кладо, Р. Ивнев, Дм. Цензор, Ю. Чуткий[3].
Бельгийской теме была посвящена пьеса Л. Андреева «Король, закон и свобода». Писатель прочитал в петроградских газетах сенсационное сообщение, что Морис Метерлинк поступил добровольцем в бельгийскую армию и получил ранение в бою. Это послужило сюжетом пьесы - король приходит и советуется с поэтом - воином (в драме - знаменитый бельгийский писатель Эмиль Грелье). Художественную ценность пьесы невысоко оценивали как современники, так и потомки. Пьеса была не выражением монархических чувств автора, а плодом восхищения подвигом мужественного народа, защищавшего, как представлялось автору, европейскую цивилизацию от иноземных захватчиков. Постановка, несмотря на благодарность самого бельгийского короля и поддержку властей, провалилась. Как писал критик: «Пьеса обращается в какую-то батальную феерию, терзает барабанную перепонку, может быть, слабые нервы, но отнюдь не волнует душу»[4].
В живописи тема Бельгии нашла отражение в творчестве И. Репина, написавшего «Бельгийский король Альберт в момент взрыва плотины в 1914 году», которая была продана за 6 тыс. руб.[5] Леонид Андреев в «Иго войны» писал: «Однако не удержался и сам купил портрет короля Альберта, отдал дань общему увлечению»[6]. Такой коммерческий успех объясняется патриотическими мотивами поведения покупателей.
Тема Бельгии была одной из наиболее популярных в среде художественной интеллигенции в годы Первой мировой войны. В отличие от образов других стран образ Бельгии отличался непротиворечивостью, яркостью, ясностью моральных оценок. Бельгийская тема была одной из немногих, которые объединяли не только интеллигенцию, но и российское общество.
[1]Цит. по: Книга короля Альберта. М.: Идея, 1915. С. 12-13.
[2] Там же
[3] Песни о Бельгии. Пг., 1916.
[4] Театр и искусство. 1914. № 44. С. 852.
[5] Русские ведомости. 1915. 12 апр. № 83.
[6] Андреев Л. Иго войны. Пг., 1915. С. 5.