Королева Валентина Алексеевна. Владивосток второй половины ХIХ в. – начала 1920-х гг. глазами русских путешественников, литераторов, журналистов, ученых
Как известно, население Дальнего Востока формировалось за счет миграции, в том числе иностранной, причём масштабы иммиграции были вполне сопоставимы с притоком российских переселенцев. Удельный вес иностранных подданных здесь был значительно выше, чем в других городах страны. На Дальнем Востоке проживали представители более чем 20 стран. Преобладали подданные соседних азиатских государств. По данным переписи 1897 г., доля иноподданных в европейской России составляла 0,27 %, в Сибири – 1,08 %, на Кавказе – 1,69 %, в Амурской области этот показатель равнялся 10,1 %, а в южных районах Приморской области достигал уже 24,2 % (в городах – 36,3 %). В дальневосточных городах к началу ХХ в. выходцы из Китая составляли 82,6 % от общего числа иностранцев, из Японии – 8,3 %, Кореи – 7,6 %, тогда как подданные стран Европы и Америки – всего 1,5 %.
Иммигранты из азиатских стран образовывали замкнутые сообщества и, несмотря на сравнительно быструю и успешную интеграцию в экономическую структуру России, стремились к сохранению этнокультурной идентичности. Показательна в этом отношении жизнь китайских диаспор в городах Русского Дальнего Востока. Жили китайцы в условиях замкнутой, недоступной чужим общины, что, с одной стороны являлось неотъемлемым атрибутом адаптации на новой территории. А с другой, – как полагают исследователи, подобная привязанность к традициям связана не только с тоской по родине, но и с чувством превосходства по отношению к народам-«варварам», которое сформировалось в значительной степени под влиянием конфуцианства, ставшего национальной этико-философской доктриной. (Аналогичная ситуация складывалась во всех странах, где проживали крупные группы китайских иммигрантов).
Китайцы стали частью населения Владивостока едва ли не с самого его основания. С ростом города стремительно разрасталось и китайское поселение.
В докладе рассматривается история знаменитого места в историческом центре Владивостока – Китайского квартала под названием «Миллионка», численность жителей которого всегда была весьма высокой и практически не поддавалась учёту. В планировке Китайского квартала существовала своя система, отражавшая владивостокскую специфику ландшафта и природных условий.
Автор исследует значение этого «Маленького Китая» праздничной и повседневной жизни дальневосточного русского города, и влияние активных и предприимчивых членов многочисленной китайской общины на формирование образа Владивостока, складывавшегося у очевидцев, впервые посещавших этот город в течение второй половины XIX – первых десятилетий XX вв.
Интересен и взгляд уже изучивших оригинальный колорит этого стремительно растущего города Тихоокеанской России и давших ему ещё в конце XIX века второе название – «Китайская Одесса».
В центре авторского внимания доминанта «Миллионки» – Китайский театр как феномен иной, дальневосточной цивилизации и культуры, а также грандиозное праздничное Новогоднее шествие с огнедышащим драконом и бытовые зарисовки повседневности – уличные представления китайских артистов (жонглёров, акробатов, шпагоглатателей и проч.).
Все эти виды и жанры многоликого Искусства Востока рассматриваются с позиции особенностей восприятия современниками – китайскими и русскими зрителями. Восприятия и в качестве развлечения, и в попытках постижения искусства другого народа как пути открытия для себя загадочного и многогранного «чужого» мира в реалиях единого города Владивостока, единого для всех его многоязыких жителей – русских, китайцев, корейцев, японцев, американцев, европейцев...
Большое значение для современников изучаемых событий имел тот факт, что оценки своего восприятия Восточного театра и прочих экзотических развлечений (оставшихся в памяти дальневосточников-старожилов как «восточные забавы») высказывали литераторы, журналисты, учёные на страницах столичной и местной печати, мемуаров, исследований. И таким образом эти незаурядно мыслящие, владеющие «пером» люди оказывали значительное влияние на формирование общественного мнения по многоаспектной «жёлтой» проблеме. В отечественной культуре, как и в мировой, начинался период постепенного отката с позиции европоцентризма и формирования нового взгляда на искусство стран Дальневосточной цивилизации.