Королева Валентина Алексеевна. Владивосток второй половины ХIХ в. – начала 1920-х гг. глазами русских путешественников, литераторов, журналистов, ученых


 

Как известно, население Дальнего Востока формировалось за счет миграции, в том числе иностранной, причём масштабы иммиграции были вполне сопоставимы с притоком российских переселенцев. Удельный вес иностранных подданных здесь был значительно выше, чем в других городах страны. На Дальнем Востоке проживали представители более чем 20 стран. Преобладали подданные соседних азиатских государств. По данным переписи 1897 г., доля иноподданных в европейской России составляла 0,27 %, в  Сибири – 1,08 %, на Кавказе – 1,69 %, в Амурской области  этот показатель равнялся 10,1 %, а в южных районах Приморской области достигал уже 24,2 % (в городах – 36,3 %). В дальневосточных городах к началу ХХ в. выходцы из Китая составляли 82,6 % от общего числа иностранцев, из Японии – 8,3 %, Кореи – 7,6 %, тогда как подданные стран Европы и Америки – всего 1,5 %.       

Иммигранты из азиатских стран образовывали замкнутые сообщества и, несмотря на сравнительно быструю и успешную интеграцию в экономическую структуру России, стремились к сохранению этнокультурной идентичности.    Показательна  в этом отношении жизнь китайских диаспор в   городах Русского Дальнего Востока. Жили китайцы в условиях  замкнутой, недоступной чужим общины, что, с одной стороны являлось неотъемлемым атрибутом адаптации  на новой территории. А с другой, –  как полагают исследователи,  подобная привязанность к традициям связана не только с тоской по родине, но и с чувством превосходства по отношению к народам-«варварам», которое сформировалось в значительной степени под влиянием конфуцианства, ставшего национальной этико-философской доктриной. (Аналогичная ситуация складывалась во всех странах, где проживали крупные группы китайских иммигрантов). 

Китайцы стали частью населения Владивостока едва ли не с самого его основания. С ростом города  стремительно разрасталось и китайское поселение.

В докладе рассматривается история знаменитого места в историческом центре Владивостока –  Китайского квартала под названием «Миллионка», численность жителей которого всегда была весьма высокой  и практически не поддавалась учёту. В планировке Китайского  квартала существовала своя система, отражавшая  владивостокскую специфику ландшафта и природных условий.

Автор исследует значение этого «Маленького Китая»   праздничной и повседневной жизни дальневосточного  русского города,  и  влияние  активных и предприимчивых членов многочисленной китайской общины на формирование образа Владивостока, складывавшегося  у очевидцев, впервые посещавших этот город в  течение второй половины XIX – первых десятилетий XX вв.

Интересен и взгляд уже изучивших оригинальный колорит этого стремительно растущего города Тихоокеанской России и давших ему ещё в конце XIX века  второе название – «Китайская Одесса».

В центре авторского внимания  доминанта «Миллионки» – Китайский театр  как феномен иной, дальневосточной  цивилизации и культуры, а также  грандиозное праздничное Новогоднее шествие с огнедышащим драконом и бытовые зарисовки повседневности –  уличные представления китайских артистов (жонглёров, акробатов, шпагоглатателей и проч.).

Все эти виды и жанры многоликого Искусства Востока  рассматриваются  с позиции особенностей восприятия  современниками – китайскими и русскими зрителями. Восприятия и в качестве развлечения, и в попытках постижения искусства другого народа как пути открытия для себя   загадочного и многогранного «чужого» мира  в реалиях  единого города Владивостока, единого для всех его многоязыких жителей – русских, китайцев, корейцев, японцев, американцев, европейцев...

Большое значение для современников изучаемых событий имел тот факт, что оценки своего восприятия Восточного театра и прочих экзотических развлечений (оставшихся в памяти дальневосточников-старожилов как «восточные забавы»)  высказывали литераторы, журналисты, учёные на страницах столичной и местной  печати,  мемуаров, исследований.   И таким образом эти незаурядно мыслящие, владеющие «пером» люди оказывали значительное влияние на формирование общественного мнения по многоаспектной «жёлтой» проблеме. В отечественной культуре, как и в мировой, начинался   период   постепенного отката с позиции   европоцентризма и формирования нового взгляда на искусство стран Дальневосточной цивилизации.