Голиков Кирилл Андреевич. Идейные традиции Запада и Востока в контексте отечественного садово-паркового искусства


 

Идеология отношения человека к природе, распространенная в ту или иную эпоху в той или другой стране, выражена в садово-парковом искусстве специфическими средствами (вода, камень, растения, формы архитектуры). Как один из сложных видов интегральных искусств, садово-паркового зодчество тесно связано с развитием культуры народа, обусловлено особенностями его быта, традиций и мировоззрения.

Расцвет садово-паркового искусства, история которого насчитывает несколько тысячелетий, приходится на XVI - XVIII века. В зависимости от взаимного расположения и удельного веса основных элементов объёмно-пространственной композиции, сады принято подразделять на регулярные и пейзажные.

Регулярный стиль, восходящий к древнеримской традиции и получивший развитие в Италии в XV веке, достиг расцвета во Франции во второй половине XVII – первой половине XVIII веков.

Пейзажный стиль зародился из храмовых рощ Древней Греции – так на­зываемых «философских аллей». Первые классические образцы в Европе он обрёл в английском ландшафтном парке начала XVIII века, испытавшем известное влияние искусства садов Китая и Японии.

Привнесённый Петром I в начале XVIII века из Франции и Голландии, регулярный стиль претерпел в России существенную трансформацию – как в планировке садово-парковых ансамблей, так и в подборе ассортимента растений. Это было обосновано как местными природно-климатическими условиями (выраженная смена сезонов, суровые зимы, вынужденное использование адаптированных к местным условиям растений, масштабность природного окружения), так и национально-культурными традициями.

В отличие от Германии, Австрии, Бельгии, русские мастера не копировали французские регулярные сады, а стремились превзойти «европейский образец», зачастую внося в проекты творческие коррективы. В отличие от западноевропейских, для русских садово-парковых регулярных ансамблей характерны: более естественная планировка и включенность архитектурной композиции в окружающий естественный пейзаж; плавные очертания элементов; бóльшая концентрация основных декоративных элементов в центральном узле композиции; использование оригинальных приемов (подъездной канал вместо парадной аллеи в Петровских резиденциях, что символизировало выход России к морям); второстепенная по отношению к окружающему естественному пейзажу роль фигурного партера в качестве декоративного элемента; бóльшая роль декоративного газона (в качестве которого использовался геометризованный естественный луг).

Во второй половине XVIII века на смену «искусственным» регулярным ансамблям пришли «естественные» живописные пейзажные композиции, образцами нового художественного стиля стали пейзажные сады Англии, а также Китая и Японии. Если в китайских садово-парковых ансамблях доминирующим элементом была вода, а в японских – камень, то в России сад создавался, прежде всего, подбором и размещением растений. При этом географическое происхождение тех или иных видов растений оказывалось не столь важным, как производимое ими эстетическое впечатление. И если «аглицкое» влияние проявилось, прежде всего, в планировке отечественных парков, то «китайские» мотивы отчётливо видны в архитектуре садовых строений. При этом заимствовалась только отдельные элементы стиля.

Характерные черты русского пейзажного парка (на примере Павловского парка, создававшегося в конце XVIII века) – сочетание элементов регулярной планировки с живописно-свободной пейзажной композицией на основе глубокого понимания русского пейзажа; соединение большого числа различно решенных участков в гармоничную систему; применение разнообразных композиционных и технических приемов; умелое сочетание небольшого количества элементов; использование местных растений.

Отечественное садово-парковое искусство формировалось и развивалось как синтез собственных традиций (языческого культа рощ, урочищ и святилищ, монастырской традиции «заключенного сада» и особенностей городской усадьбы) и воздействия различных культур. В отличие от западноевропейского, русское садовое искусство не апеллировало к традиции восточного сада-рая или античной загородной виллы. Как результат сформировался особый русский стиль, гармонично сочетающий в себе элементы регулярного и пейзажного стилей. Характерное для русского садово-паркового искусства сочетание эстетических и утилитарных функций получило развитие в реалистичной направленности советского ландшафтного искусства: функционально оправданной, экономичной и выразительной композиции общественных садов и парков в СССР.