Мезин Сергей Алексеевич. Биография Петра I во французской газете 1725 г.


 

Пожалуй, впервые франкоязычная пресса проявила серьезный интерес к персоне Петра I в 1717 году, во время его второго большого путешествия по Европе, в ходе которого царь посетил Францию. Среди газет, освещавших царский визит, была и официальная «Gazette de France». С середины 1721 года она начала регулярно помещать корреспонденции из российской столицы. О смерти царя Петра французская газета объявила только через месяц после свершившегося события в номере от 10 марта 1725 года: «Получено сообщение от чрезвычайного курьера, что царь Петр Алексеевич умер в Петербурге 8 февраля, в 5 часов утра, после 12 дней болезни, в возрасте 52 лет, 7 месяцев, 27 дней». Здесь же была помещена краткая биография Петра I.

Наскоро составленный очерк жизни русского царя представляет интерес как концентрированное выражение представлений образованных французов о своем выдающемся современнике, монархе далекой северной страны, которая на глазах одного поколения превратилась в могущественную державу. Что же смог и захотел сообщить читателям официальной французской газеты автор статьи о жизни покойного русского царя? Источники информации, отбор фактов, оценочные суждения представляют историографический интерес.

Краткая генеалогическая справка, открывающая газетную статью, свидетельствует не только о семье царя, но и о некоторых трудностях в политических отношениях версальского двора и царя Московии. По сути дела, «ошибки» и недомолвки автора газетной статьи скрывают сомнения французского двора в легитимности наследников русского царя.

При написании биографической статьи в «Gazette de France» прежде всего была использована книга П.-Ф. Бюше «Краткий очерк истории царя Петра Алексеевича», вышедшая во время визита царя в Париж, на что указывает повторение не только одних и тех же сюжетов, но и одних и тех же ошибок. Журналист привлек также материалы «Королевского Альманаха» и текущие газетные сообщения о событиях Северной войны.

Приход Петра I к власти, стрелецкие бунты, Азовские походы, Великое посольство нашли краткое отражение в газетной статье. В качестве главного события в жизни царя представлено его участие в Северной войне. Автору явно не хватило фактов для характеристики мирной, реформаторской деятельности Петра I.

В целом царская биография выдержана в благожелательном духе, ведь речь шла о возможном союзнике французского короля. Правда, особой теплотой и доверительностью отношения двух стран не отличались. Среди государств, признавших императорский титул царя, Франции не оказалось. Использование в официальной газете названий «Московия» и «московиты», против которых всегда высказывались петровские дипломаты, можно расценить как проявление европейского высокомерия по отношению к вчерашним «варварам». Почти не прозвучала в статье тема «просвещенного монарха», которая ранее уже наметилась во французской прессе. Автор лишь мельком упомянул о стремлении монарха к достижению «общего блага» его подданных.

В своих следующих номерах «Gazette de France» многократно возвращалась к событиям в Петербурге, связанным со смертью русского царя. Давалось оригинальное описание последних часов жизни Петра. В сообщении газеты от 17 марта была дана высокая оценка итогов царствования Петра I, которая дополняла материалы биографической статьи. Здесь сдержанный тон сменился откровенно панегирической риторикой и был кратко представлен образ монарха, цивилизовавшего свой народ. Этот образ будет развит Фонтенелем в «Похвальном слове царю Петру I» (1725). Затем он будет бесконечно варьироваться в просветительской литературе XVIII века. Вместе с тем нельзя не заметить, что французских современников Петра I остро интересовала проблема законности власти и её наследования. Газетные статьи отразили неоднозначный характер французско-русских отношений в момент смерти Петра Великого.