Тарченко Е.И. «Русское вторжение»: к истории формирования балета в Великобритании в 1920-1930-х гг.


Начало XX века называли в Англии годами «русского вторжения» на английскую сцену. В эти годы здесь почти каждый сезон гастролировали представители русского балета. Во время этих гастролей английский зритель впервые увидел высокое мастерство танца, глубоко волнующее и содержательное. Марк Эдвард Перуджини, английский историк балета, пишет: «Русские впервые научили среднего лондонца тому, что балет вообще может быть искусством. До этого в Лондоне не раз показывались хорошие балеты, но на них смотрели лишь как на легкие развлечения»[1].

         Первой появилась в Лондоне артистка Мариинского театра Лидия Кякшт, начиная с 1907 года она заменяла в программах «Эмпайр» Жэне. Ей пришлось участвовать в спектаклях, по сути дела далеких от настоящего балета. Как и в театрах большинства европейских стран, здесь были распространены грандиозные феерии-обозрения: действие с необычайной быстротой переносились из одной страны в другую, от одного фантастического события к другому, требуя молниеносной смены декораций и причудливых костюмов, ввода новых танцовщиц.

         Первый же «русский сезон» балета в Париже летом 1909 года был расценен ценителями балетного искусства в Европе, как «чудо открытия нового мира». Русские спектакли стали началом новой эры в судьбах европейского и всемирного искусства. Первые два года труппа Дягилева гастролировала только в Париже. В Лондоне же все чаще появлялись лишь отдельные русские артисты.

         В 1909 году на сцене мюзик-холла «Колизей» впервые выступила балерина Мариинского театра Тамара Карсавина. Она имела заслуженный успех, но ее выступление затерялось среди пестрой программы мюзик-холла. Успех русского балета в Англии все возрастал.

         В 1910 году лондонский зритель впервые увидел произведение русской балетной классики: ансамбль артистов петербургского балета во главе с балериной Ольгой Преображенской показал на сцене театра «Ипподром» сокращенный вариант «Лебединого озера» Чайковского.

         В том же году произошло выдающееся событие, в корне изменившее отношение к самому искусству балета в Англии: в театре «Палас» появилась великая русская балерина Анна Павлова с партнером Михаилом Мордкиным и ансамблем из восьми человек. Критики драматические и музыкальные сошлись единодушно на том, что искусство русских артистов обладает качествами, дотоле английским зрителям неизвестными. Казалось, само слово «балет» приобрело новое смысловое значение[2].

         Творчество Анны Павловой имеет непреходящее значение для лондонского зрителя и для судеб английского балета в целом. Именно Анна Павлова впервые подняла балет в Англии до высот настоящего, большого искусства. Она открыла английскому зрителю не только внешнюю привлекательность танца, но его внутреннюю значительность и научила английских артистов высокому служению избранной ими профессии.

         Стоит отметить, что несмотря на успех русского балета в Англии, постановки, показанные гастролерами, не отличались высокими художественными достоинствами. Тому была причина: лондонские театры варьете (других сценических площадок для балета не было), наперебой стремились заполучить русских балерин, которым приходилось выступать без соответствующего ансамбля и без декораций.

         В связи с огромным интересом к балету, вызванным выступлениями русских артистов, по всей Англии возникло большое количество школ и студий классического танца. Уровень преподавания в них не был высок, в методах обучения не было никакой определенной системы.

         Некоторые деятели балета, среди них в первую очередь редактор и основатель старейшего английского балетного журнала «Дансинг таймс»[3] Ф. Ричардсон, начали бить тревогу по поводу разобщенности педагогов, отсутствия программ обучения классическому танцу и четких профессиональных требований к самим преподавателям.

         Одним из немногих в то время опытных английских педагогов - Эдуард Эспиноза первый предложил выработать единую программу обучения, как в России и объединить педагогов в одной организации.

         Вместе с Ричардсоном Эспиноза создал в 1920 году «Великобританскую ассоциацию оперного танца». Цель вновь организованной ассоциации заключалась не только в повышении уровня преподавания классического танца, но и в развитии балетного искусства в Англии по подобию русской балетной классической школы.

         Председателем Ассоциации стала Аделина Жэне, почетным секретарем и казначеем – Ричардсон. В состав первого учредительного комитета вошли представители школы классического танца – русская балерина Тамара Карсавина, Кормани, Эспиноза и Биделлс.

         Членами Ассоциации могли быть только проверенные педагоги, знакомые с техникой классического танца. Ассоциация выработала программы и экзаменационные требования для школ и балетных студий. Эти мероприятия сыграли решающую роль, способствуя повышению мастерства английских танцовщиков и педагогов.

         Таким образом, «русское вторжение» на английскую сцену стало не только решающим фактором в понимании, что балет – это искусство, но также и заложило основы профессиональной техники классического танца. Русский балет вдохнул жизнь в балет Великобритании.



[1] Марк Эдвард Перуджини. Панорама танца и балета. Лондон. 1946. С. 277.

[2] Сирил Бомонт. Балет Дягилева в Лондоне. Лондон, 1940. С. 305.

[3] Журнал «Дансинг таймс» стал выходить в Лондоне с 1910 года, после гастролей Анны Павловой, возбудивших у англичан большой интерес к балету.