Дмитриев И.Е. Вклад русских эмигрантов в развитие модной индустрии Великобритании (1920 - 1930-е гг.)
В результате революции 1917 г. в России и последовавшей за ней гражданской войны в Европу хлынул большой поток русских эмигрантов, часть которых осела и в Великобритании. Перед беженцами из России стояли непростые проблемы поиска работы и адаптации к новой реальности на социальном, лингвистическом, культурном уровнях.
Эмигранты, имевшие достаточный уровень образования и художественный вкус, находили применение в бурно развивающейся в 1920-х гг. индустрии моды. Среди таких беженцев была и двоюродная сестра императора Николая II – великая княгиня Мария Павловна, основательница известного модного дома «Китмир». Свою карьеру в качестве вязальщицы и портнихи она начинала именно в Лондоне[1].
В ряду русских домов моды, магазинов и ателье, которые появились в Великобритании, следует назвать такие, как «Поль Каре», «Шапка» и «Надя и Рина».
Дом моды «Поль Каре» был основан в 1919 г. О.Н. Эджертон (1863-1947 гг.), урожденной княжной Лобановой-Ростовской. В 1921 г. «Поль Каре» открывает свой филиал в Париже, а затем и в Канне. Так, один из самых авторитетных в мире моды французский журнал Vogue писал о «Поль Каре» всегда много и в возвышенных тонах, помещая его в один ряд с самыми процветающими домами Парижа[2]. В 1929 г. «Поль Каре» сменил владельца и название и закрылся после 1936 г.
Ателье «Надя и Рина» открыла княгиня Е.И. Лобанова-Ростовская (1895-1927 гг.), урожденная Шаттенстейн, вместе с подругой Надей Беккер. «Надя и Рина» специализировалось на пошиве летних платьев. Швейное дело закрылось в 1927 г. в связи со смертью Е.И. Лобановой-Ростовской.
Хорошей репутацией у английских модниц пользовался открытый в Лондоне магазин шляпного ателье княгини М.А. Путяниной «Шапка», которое имело заказы даже и от Chanel.
Таким образом, вклад русских эмигрантов в становление и развитие мировой модной индустрии в XX веке однозначен. К сожалению, эта проблема является сегодня одной из недостаточно изученных в истории российского зарубежья ХХ века. В рамках данного доклада автор ставит перед собой задачу показать роль российской эмиграции в становлении и развитии европейской индустрии моды 1920-1930-х гг. на примере Великобритании в контексте сложной проблемы адаптации и трудоустройства представителей российского эмигрантского сообщества.
[1] См. более подробно: Мария Павловна. Мемуары. М., 2003. С. 279-380.
[2] Васильев А.А. Красота в изгнании: Творчество русских эмигрантов первой волны: искусство и мода. М., 2007. С. 221.