Баркова О.Н. Леди О.Н. Эджертон и индустрия моды Великобритании 1920 - 1930 - х годов: к истории взаимовосприятия


Революционные события 1917 года в России и прибытие в Европу и Америку тысяч русских беженцев породили в западном обществе огромный интерес к «русской теме» и «русскому стилю», проявившийся в массовом спросе на «славянские» кустарные изделия и продукцию русских Домов моды, возникших в начале 1920-х годов во Франции, Великобритании, США и других странах. Традиционно развитая мировая модная индустрия постоянно требовала притока новых творческих идей, инициативных и креативных людей. Так, только во Франции в первой половине ХХ века русскими эмигрантами было основано более двадцати учреждений индустрии моды[1]. Не стала исключением здесь и Великобритания, где особенностью пребывания русской диаспоры стало участие наших соотечественниц в организации русских Домов моды и пошивочных ателье. Одной из которых и была леди Ольга Николаевна Эджертон, урожденная княгиня Лобанова - Ростовская, основательница Дома моды «Поль Каре» (1919 - 1929), имевшего свои представительства не только в Лондоне, но и в Париже и Канне.

Интересен тот факт, что инициаторами создания различных предприятий в сфере модной индустрии Франции и Великобритании в 20-е годы ХХ века являлись представительницы высшей российской аристократии, считавшиеся самыми элегантными и изысканными женщинами своего времени. При этом большинство из них до эмиграции никогда не занимались ничем подобным. Таким образом, предпринимательство в сфере модной индустрии стало для многих русских женщин - эмигранток первой половины ХХ века не только формой самореализации на чужбине и желанием финансовой стабильности, но и одной из реальных возможностей социальной адаптации и трудоустройства. При этом явное стремление владельцев и основателей русских Домов моды и ателье нанимать для работы на них преимущественно своих соотечественников, порой в ущерб эффективности своего бизнеса, с одной стороны, приводило к отсутствию языкового барьера, дешевизне рабочей силы, лучшей управляемости персонала и возможности использования привычных методов административного руководства. С другой стороны, говорит об определенной внутренней самоорганизации русской колонии в сложных условиях социальной, культурной и психологической адаптации в изгнании.

Благодаря предпринимательской деятельности женщин русского зарубежья «первой послереволюционной волны» им удалось сделать невозможное - не только добиться признания и авторитета в мировой индустрии моды 1920 - 1930 - х годов, но и в полной мере раскрыть лучшие черты русского женского характера: великодушие и способность пострадать ближнему.

Русские Дома моды в эмиграции знаменовавшие собой новый этап в развитии индустрии моды и модельного бизнеса первой половины ХХ века, оказали значимое влияние на развитие модных традиций и стали частью мировой культуры, помогая ее взаимовлиянию и взаимовосприятию.

Цель данного доклада - рассмотреть особенности адаптации и проблему трудоустройства женщин русского зарубежья 20 – 30-х годов ХХ века в сфере модной индустрии Великобритании на примере деятельности русского Дома моды «Поль Каре», основательницей которого была эмигрантка О.Н. Эджертон. Основное внимание в докладе будет уделено истории создания Дома моды «Поль Каре» и личному вкладу леди О.Н. Эджертон, сумевшей в условиях жесткой конкуренции с национальными Домами моды стран Европы и Америки и незнания законов организации бизнеса, добиться признания и авторитета в мировой модной индустрии 1920 - 1930-х годов ХХ века, раскрыв свою художественную одаренность, чувство вкуса и стиля.

 



[1] См. более подробно: Баркова О.Н. Из истории русской женской эмиграции во Франции 1920 - 1930 - х гг. // От античности до современности. Сб. статей. М. Собрание. 2012. С. 23 - 55.