Королева В.А. Русский музыкант Павел Михайлович Виноградов (1888-1974): художественная деятельность на Дальнем Востоке России и пропаганда русского искусства в эмиграции


Сложившаяся  к началу 1920-х гг. в российских дальневосточных городах музыкальная элита   включала ряд первоклассных музыкантов, которые  разносторонней музыкальной деятельностью   способствовали  формированию региональной музыкальной среды в контексте общероссийского культурного пространства и  прилагали   профессиональные усилия для становления региональной музыкальной культуры  в русле  европейского типа. Наиболее яркой личностью из числа дальневосточных музыкантов середины 1910-х – начала 1920-х признавался выпускник Московской консерватории П.М. Виноградов. В этот период во Владивостоке раскрылись его яркие качества крупного  деятеля культуры и разносторонне  талантливого музыканта: просветителя,  солиста-исполнителя, организатора школы по программе консерватории,  педагога по классу фортепиано, композитора, критика, главного редактора первого регионального специализированного музыкального журнала.

В начале 1920-х годов находившийся в расцвете творческих сил  тридцатилетний музыкант П.М. Виноградов  был вынужден покинуть Родину. И в течение полувека, находясь за рубежом (1924-1937 гг. в Австралии, Н.Зеландии; 1937-1974 гг. в Японии) он занимался активной пропагандой русского музыкального искусства. Его просветительская деятельность в инокультурном окружении проявлялась в различных ипостасях. Во-первых, как выдающегося исполнителя  произведений П. Чайковского, М. Балакирева, М. Мусоргского, а также ещё малоизвестных за пределами России  молодых композиторов С. Рахманинова и А. Скрябина  в гастрольных концертах по городам  Австралии, Н. Зеландии и Японии. Во-вторых –  как непревзойдённого педагога, в течение  почти сорока  лет прививавшего основы русской школы пианизма японским ученикам и способствовавшего развитию  национальной фортепианной  школы в Японии, которая   синтезировала в себе европейскую и азиатскую культурные традиции.

Вместе с тем  Виноградов и сам, ощутив  воздействие музыки Востока,  в качестве  композитора сумел  отразить её влияние в своём творчестве. Среди «японских» сочинений Виноградова особо выделяется основанная на китайской легенде трехчастная симфоническая композиция «Насуно» для хора и оркестра, созданная в 1948 году, что позволяет сделать вывод о том, что креативная деятельность русского музыканта в Японии послужила  обогащению всей музыкальной системы. И органика этого процесса  обусловливается  евразийской природой самой русской музыкальной культуры.

В  результате,  успешная многогранная и многолетняя музыкальная деятельность  П.М. Виноградова  в Японии  поспособствовала формированию  там одного из  самых крупных центров  Культуры Русского Зарубежья Восточной ветви. А сам  П.М. Виноградов, перешагнувший 80-летний рубеж,  за значительный вклад в культурную  жизнь Японии был награждён  императором  орденом «Священного сокровища». И сведения о музыканте П.М. Виноградове как выдающемся деятеле культуры   сегодня содержат  все фундаментальные японские справочники. Но имя русского музыканта на Родине, в России, известно лишь очень узкому кругу специалистов-исследователей. Поэтому главная цель моего доклада – способствовать тому, чтобы забытое имя русского музыканта П.М. Виноградова было  воссозданию в истории отечественной, в том числе региональной музыкальной культуры.