Королева В.А. Русский музыкант Павел Михайлович Виноградов (1888-1974): художественная деятельность на Дальнем Востоке России и пропаганда русского искусства в эмиграции
Сложившаяся к началу 1920-х гг. в российских дальневосточных городах музыкальная элита включала ряд первоклассных музыкантов, которые разносторонней музыкальной деятельностью способствовали формированию региональной музыкальной среды в контексте общероссийского культурного пространства и прилагали профессиональные усилия для становления региональной музыкальной культуры в русле европейского типа. Наиболее яркой личностью из числа дальневосточных музыкантов середины 1910-х – начала 1920-х признавался выпускник Московской консерватории П.М. Виноградов. В этот период во Владивостоке раскрылись его яркие качества крупного деятеля культуры и разносторонне талантливого музыканта: просветителя, солиста-исполнителя, организатора школы по программе консерватории, педагога по классу фортепиано, композитора, критика, главного редактора первого регионального специализированного музыкального журнала.
В начале 1920-х годов находившийся в расцвете творческих сил тридцатилетний музыкант П.М. Виноградов был вынужден покинуть Родину. И в течение полувека, находясь за рубежом (1924-1937 гг. в Австралии, Н.Зеландии; 1937-1974 гг. в Японии) он занимался активной пропагандой русского музыкального искусства. Его просветительская деятельность в инокультурном окружении проявлялась в различных ипостасях. Во-первых, как выдающегося исполнителя произведений П. Чайковского, М. Балакирева, М. Мусоргского, а также ещё малоизвестных за пределами России молодых композиторов С. Рахманинова и А. Скрябина в гастрольных концертах по городам Австралии, Н. Зеландии и Японии. Во-вторых – как непревзойдённого педагога, в течение почти сорока лет прививавшего основы русской школы пианизма японским ученикам и способствовавшего развитию национальной фортепианной школы в Японии, которая синтезировала в себе европейскую и азиатскую культурные традиции.
Вместе с тем Виноградов и сам, ощутив воздействие музыки Востока, в качестве композитора сумел отразить её влияние в своём творчестве. Среди «японских» сочинений Виноградова особо выделяется основанная на китайской легенде трехчастная симфоническая композиция «Насуно» для хора и оркестра, созданная в 1948 году, что позволяет сделать вывод о том, что креативная деятельность русского музыканта в Японии послужила обогащению всей музыкальной системы. И органика этого процесса обусловливается евразийской природой самой русской музыкальной культуры.
В результате, успешная многогранная и многолетняя музыкальная деятельность П.М. Виноградова в Японии поспособствовала формированию там одного из самых крупных центров Культуры Русского Зарубежья Восточной ветви. А сам П.М. Виноградов, перешагнувший 80-летний рубеж, за значительный вклад в культурную жизнь Японии был награждён императором орденом «Священного сокровища». И сведения о музыканте П.М. Виноградове как выдающемся деятеле культуры сегодня содержат все фундаментальные японские справочники. Но имя русского музыканта на Родине, в России, известно лишь очень узкому кругу специалистов-исследователей. Поэтому главная цель моего доклада – способствовать тому, чтобы забытое имя русского музыканта П.М. Виноградова было воссозданию в истории отечественной, в том числе региональной музыкальной культуры.