Купцова И.В. Образ Англии в сознании российской художественной интеллигенции в годы Первой мировой войны
Образ Англии в сознании художественной интеллигенции в годы Первой мировой войны был неоднозначным.
В основе формирования положительного образа - объяснение ценности политического и военного союза России и Англии. Таким он представлен в рассуждениях Ф.К. Сологуба, который рассматривал начавшуюся мировую войну как следствие империалистической политики европейских держав и, в первую очередь, - Германии, которой необходимо новое жизненное пространство для своих граждан и новые рынки сбыта для своих товаров. Главную ставку писатель делал на союз России с Англией, который должен быть крепким и не распадется из-за дележа колоний и военной добычи после сокрушения Германии. Англии не стоит бояться чрезмерного увеличения русской национальной мощи, поскольку внешняя политика России не нацелена на территориальные заимствования у других стран. Вопрос о прочности русско-английских отношений он считал глобальным вопросом «нашего собственного национального самоопределения»[i]. Ф.К. Сологуб находил много общих черт, способствовавших сближению России и Англии: «Преодолевать пространства, расточать энергию, - вот свойства, в наибольшей чистоте удержанные от времени былых кочеваний только русскими и англичанами»[ii]. «Знаменательно то, что эти два государства строят основы своего могущества на землях и племенах религиозного Востока, а не материалистического Запада»[iii]. России и Англии предстоит объединить в одну мировую громаду культурные народы Англии, России, Индии, Китая, Японии, и, когда произойдет «соединение народов мистического Востока и культурного Запада», тогда «измученной земле дарована будет последняя свобода, и дарован будет благостный мир»[iv].
Схожие идеи высказывал Вяч. Иванов в статье «Россия, Англия и Азия»[v]. Он считал сближение России с Англией – задачей культурной не в меньшей мере, чем задачей государственной[vi]. Общность стран он видел в том, что только две европейские державы, Россия и Англия, суть одновременно державы азиатские. Для обеих Азия – естественная цель и арена всего будущего исторического действия[vii]. Союз представлялся Вяч. Иванову взаимовыгодным: активизация торговых связей, прекращение зависимости от немецкого капитала. Для Англии плодотворным виделся «обмен культурной энергией», для России – союз должен был стать школой политического самовоспитания, импульсом и регулятивом в строительстве свободы[viii]. Философ обращал особое внимание на конечное назначение союза – «исправить пути к обращению Азии в христианство»[ix].
Положительный образ Англии и англичан представил Б. Савинков в сборнике «Во Франции во время войны. Август 1914 – июнь 1915 гг.». Его в большей степени интересовала не политика официального Лондона, а фронтовая жизнь английских солдат и офицеров, которые были ему симпатичны как внешне, так и по менталитету и поведению: «Очень просты и чисты английские войска. Они одеты теплее французов. Их консервы лучше французского «singe». Их офицеры менее заметны, их солдаты моложе, их лошади крепче…»[x]. Среди черт национального английского характера Б. Савинков называл: аккуратность, джентльменство, мужество, хладнокровие, чувство долга.
Для некоторых представителей художественной интеллигенции образ Англии был негативным. Например, В. Брюсов рассматривал Англию через призму потенциального соперничества с Россией на Востоке. Свои опасения по этому поводу он высказывал еще во время англо-бурской войны: «рано или поздно нам все равно предстоит с ней великая борьба на Востоке, борьба не только двух государств, но и двух начал, все тех же, борющихся уже много веков»[xi]. Исследователь В. Молодяков считает, что поэт имел ввиду борьбу «атлантизма» и «евразийства»[xii], которая отчетливо проявилась в Русско-японской войне. Анализируя события Первой мировой войны, В. Брюсов указывал на особую роль неевропейского театра военных действий, где важную роль отводил борьбе Англии за немецкие колонии в Африке. В 1917 г. он вновь обратился к английской теме в контексте рассуждений об окончании войны. Он считал, что для Англии и Франции участие России в войне является выгодным. Заключение сепаратного мира с Германией приведет к изменению соотношения сил на фронте и будет расценено как «коварство» и «измена». «Видя, что Россия хочет выйти из игры, Англия и Франция из наших «союзников», став нашими «врагами», могут, спасая свое достояние, предоставить германцам, болгарам и туркам все желаемые «компенсации» получать с одной России»[xiii].
Примером негативного образа Англии может служить стихотворение О.Э. Мандельштама «Собирались эллины войною», написанное в декабре 1916 года в связи с прибытием в Россию английских кораблей с военным снаряжением. «А теперь друзья - островитяне/ Снаряжают наши корабли -/
Не любили раньше англичане/ Европейской сладостной земли/
О, Европа, новая Эллада,/Охраняй Акрополь и Пирей!/ Нам подарков с острова не надо -/Целый лес незваных кораблей/». Знакомый поэта С.П. Каблуков писал в начале 1917 г.: «Запишу это стихотворение, отражающее нелюбовь, недоверие и неуважение к Англии, которую он считает высокомерной, гордой, самоуверенной и мещански-самодовольной нацией - островитянкой, по духу чуждой и враждебной Европе (континентальной)»[xiv].
Наличие противоположных образов Англии в сознании художественной интеллигенции в годы Первой мировой войны закономерно и может быть объяснено как сложностью наших взаимоотношений на протяжении всего развития дипломатических связей, действием официальной пропаганды, так и личным опытом.
[i] ОР РГБ. Ф. 620. К. 71. Е.х. 21. Л. 15 - 16.
[ii] Там же. Л. 17 - 18.
[iii] Там же. Л. 18.
[iv] Там же. Л. 19.
[v] Иванов Вяч. Россия, Англия и Азия // Родное и вселенское. М., 1994.
[vi] Там же. С. 276.
[vii] Там же.
[viii] Там же. С. 379.
[ix] Там же. С. 380.
[x] Савинков Б. Во Франции во время войны. Сентябрь 1914 – июнь 1915. М., 2008. С. 52.
[xi] Цит. по: Молодяков В. Историософия и геополитика: Валерий Брюсов о Востоке // http://ecsocman.hse.ru/data/380/180/1217/008_Molodyakov_2.pdf (дата обращения 18.01.2016)
[xii] Там же.
[xiii] Брюсов В. Как прекратить войну. О современном положении России // Валерий Брюсов. Мировое состязание. Политические комментарии. 1902-1924. Сост. В.Э. Молодяков. М.: АИРО-ХХБ 2003. С. 148.
[xiv] Цит.по: Колоницкий Б.И. Политические функции англофобии в годы Первой мировой войны// Россия и Первая мировая война (материалы международного коллоквиума). СПб., 1999. С. 276.