Образ мусульман в русских источниках XV – XVII вв.


История сосуществования мусульманского и христианского населения на территории современной России имеет не одно столетие. Особенно близко контактная зона между представителями этих двух религий стала проходить после принятия Золотой Ордой ислама. Постепенно граница становилась все более зыбкой и проницаемой, в результате чего можно наблюдать разнообразные примеры межрелигиозного взаимодействия. К XIV веку относятся образование «ксений» мусульман в Москве и Нижнем Новгороде. Уже на рубеже XIV – XV столетий в Москве, по всей видимости, существовала татарская диаспора. В 2007 г. московские археологи обнаружили берестяную грамоту, представляющую собой опись имущества некоего татарина Турабея. Сохранились сведения и о татарском землевладении в окрестностях Москвы. Распад Орды и ожесточенная борьба группировок татарской знати усиливали миграционные потоки, и постепенно на территории коренных русских земель оседало татарское мусульманское население. Присоединение Казанского, Астраханского и позднее Сибирского ханств, последовавшая затем практика переселения групп элит, вызывавших сомнение в лояльности новой власти – окончательно изменило конфессиональную карту Русского царства. Отныне мусульмане – это абсолютный факт соседства, в самом тесном смысле этого слова. Это приводило к различным формам кооперации и интеграции, так или иначе зарегистрированным источниками. Именно поэтому интересно рассмотреть вопрос как изображались мусульмане православными интеллектуалами XV – XVII вв., насколько книжный образ коррелировал с практиками повседневной жизни и государственной политикой.

    Привлекая, различные тексты, легко заметить, что топосами, описывающими мусульман выступали «безбожность», злость и агрессия. Для русских книжников «безбожность» мусульман очень важная черта, объясняющая их поступки, характер. Отсутствие Бога в них приводило к неуспокоенности и, как следствие, агрессивнисти. Лишь принятие христианства возвращало их к Господу и успокаивало. Однако такая идея отнюдь не означала призыва к обязательному крещению мусульман, а лишь намечала желательный путь.