Дубровина О.В. Итальянский проект: «Радио Москва»
В период сосуществования двух тоталитарных режимов, коммунистического и фашистского, в отношениях между Италией и СССР можно выделить два основных этапа. Первый берет свое начало в 1924 году, когда правительство Муссолини официально признало Советскую Россию. Начало же второго совпало с нападением фашистской Италии на Абиссинию в 1935 году, вызвавшим отрицательную реакцию СССР и сблизившим Муссолини и Гитлера на позициях агрессивной внешней политики и антидемократической направленности обеих идеологий.
Следует отметить, что антисоветская и антикоммунистическая пропаганда являлись частью фашистского политического дискурса еще с момента прихода к власти Муссолини. Однако эта составляющая периодически меняла интенсивность тона и приобретала более или менее расплывчатые очертания в зависимости от конъюнктурных интересов обеих сторон. Экономические и геополитические факторы обладали на первом этапе большим весом и оказывали влияние на принимаемые итальянским правительством решения. С момента сближения с нацистской Германии антикоммунистическая и антисоветская пропаганда фашистского режима стали составлять значительную часть его идеологии. Именно к этому периоду относится появление подпольного «Радио Москва», вещавшего на европейские страны, а также на территорию СССР.
Относящиеся к истории существования «Радио Москва» документы хранятся в разрозненном виде в Центральном Государственном Архиве (ЦГА) Рима и ИсторикоДипломатическом архиве МИД Италии. В фонде Министерства народной культуры ЦГА находятся материалы посвященные, главным образом, делопроизводству Отдела «Россия», отвечавшего за антикоммунистическую радио пропаганду. В архиве итальянского МИД в многочисленных папках фонда Министерства народной культуры беспорядочно вложены тексты радиопередач на итальянском и русском языках. Если материалы ЦГА уже были пущены в научный оборот итальянскими исследователями Ф. Каннистраро и Дж. Петракки, то документы историко-дипломатического архива лишь недавно подверглись подробной инвентаризации и являются свежим, еще не востребованным историками материалом.
Предположительно, идея создания подпольного радио принадлежит крупному специалисту по вопросам советского права, юристу Томмазо Наполитано, работавшему в тесном контакте с фашистскими органами пропаганды и поставлявшему сведения о Советской России. В частности, Наполитано являлся постоянным сотрудником Центра Антикоммунистических исследований, задействованного в проекте подпольного вещания. В разработке проекта участвовал также НУПИЕ (Отдел пропаганды в Италии и за границей при Министерстве народной культуры), получавший свежую информацию из различных
источников, в том числе по дипломатическим и журналистским каналам.
Тексты для радиопередач составлялись на итальянском языке, а затем переводились на русский и зачитывались русскоговорящими дикторами. Среди штатных работников Отдела «Россия» числился некий граф Шереметьев, чье имя можно не раз встретить на страницах текстов, переведенных зачастую карандашом и с использованием дореволюционной орфографии. Владение русским как родным языком позволяло переводчикам исправлять неточности в написании личных имен и топонимов, используемых итальянскими авторами текстов. Переводчики указывали также на грубые смысловые ошибки, в результате которых советским слушателям могло быть нанесено оскорбление. Так, употребление слова «азиатский» в качестве характеристики русского народа, по совету переводчика, было вычеркнуто.
Изначально предполагалось, что вещание антикоммунистических программ будет происходить от имени троцкистской оппозиционной партии «Союз освобождения». Однако, Т. Наполитано убедил руководство в непопулярности Л.Троцкого среди советского населения и предложил передавать «подпольные программы «Радио Москва» от имени несуществующей секретной партии старых большевиков, действующих в СССР и распространяющих антибольшевистскую и антисталинскую пропаганду».
Журналисты, работающие на подпольном радио, пользовались сведениями, добываемыми из многочисленных источников. Прежде всего, Т. Наполитано и русскоговорящие сотрудники прочитывали ежедневно советские газеты, «Известия» и «Правду», черпая оттуда новости о событиях политического и экономического характера, а также статистические данные. Важным источником информации было также советское радио, прослушиванию которого уделялось особое внимание, так как итальянскими службами тщательно отслеживалась вся антифашистская пропаганда, исходящая из СССР. Антифашистская пропаганда, передаваемая по подконтрольному советскому руководству радио, помогала итальянцам лучше ориентироваться в выбранном на тот момент внешнеполитическом курсе Политбюро и вовремя вырабатывать ответную линию поведения.
Во время радиовещания «Радио Москва» зачитывались статьи из фашисткой прессы, содержащие критические отзывы об СССР, а также передавалось краткое содержание антисоветских книг, опубликованных в Италии. Как правило, цитировались воспоминания бывших советских граждан, бежавших из СССР и получивших политическое убежище в Европе, а также убежденных и впоследствии разочаровавшихся в коммунистическом режиме европейских и американских путешественников, пожелавших своими глазами увидеть или даже поучаствовать в советских стройках. В центре внимания журналистов «Радио Москва» были также статьи критического содержания, выходившие во французских газетах, что в еще большей степени доказывало кризисное положение СССР, терпящего нападки даже со стороны своего политического союзника.
Среди источников информации необходимо также упомянуть доклады итальянских послов в Москве, предположительно специально составляемые по запросу Министерства народной культуры на различные интересующие его темы. Что же касается Центра Антикоммунистических исследований, то сотрудничество с ним выражалось в составлении Т. Наполитано «Секретных бюллетеней», посвященных различным аспектам политической, экономической и социальной жизни СССР.
Первые программы «Радио Москва» были переданы в декабре 1937. Всего, по подсчетам итальянского исследователя Ф. Каннистраро, подпольное радио выходило в эфир 241 раз с периодическими паузами в вещании в целях имитации глушения советскими станциями. Во время первой передачи русскоговорящий диктор перечислил основные цели Союза освобождения и поставленные партией перед радио задачи: «объединить все оппозиционные группы, действующие на территории СССР и борющиеся против сталинского режима, рассказать горькую и жестокую правду о преступлениях и провалах советской системы, доказать крах большевистской идеологии и ее непопулярность в России». Передачи транслировались с периодичностью раз в день на русском языке. С началом Второй мировой войны число выпусков возросло, а к русскому добавились украинский, грузинский и финский языки. По содержанию программы можно разделить на два типа: новостные и тематические. В рамках первых зачитывались новости внешней политики, хроники испанской и финской войн; ко вторым относились передачи, посвященные специальным темам о внутреннем положении в СССР, социально-политическим аспектам жизни советского общества.
Для придания большей убедительности передаваемой информации руководство «Радио Москва» пригласило бежавшего за границу советского дипломата Ф. Бутенко рассказать в эфире об ужасающих подробностях сталинского режима. Руководство Отдела радиовещания должно было предварительно согласовать приглашение Ф. Бутенко с органами внутренней безопасности и получить разрешение на столь рискованный с точки зрения отношений с советским правительством шаг.
Стоит отметить, что, несмотря на общее антисоветское содержание зачитываемых текстов, тон передач менялся в зависимости от внешнеполитического курса фашистского правительства. После подписания Пакта Молотов-Риббентроп в августе 1939 года и резкого изменения внешнеполитического курса нацистской Германии в отношении СССР в советско- итальянских отношениях наметилось некоторое сближение, и, по настоянию Гитлера, Муссолини вынужден был ослабить проводимую им жесткую антисоветскую политику.
Резкий поворот в отношениях между Италией и СССР отразился и на содержании составляемых для «Радио Москва» текстов. Т. Наполитано даже приписал удачное завершение переговоров между СССР и Германией результатам деятельности тайных членов «Союза освобождения» в стенах Кремля, в непосредственной близости к Сталину. Однако, уже в феврале 1940 года «Радио Москва» снова вернулось к резким антисоветским выпадам, обосновывая свою непримиримую позицию антифашистской пропагандой, распространяемой в Европе советским радио.
Предполагаемой аудиторией подпольного радио были широкие слои советского населения. Судя по частым обращениям, передачи были направлены, прежде всего, на рабоче -крестьянскую аудиторию. Советская интеллигенция, высшие военные чины и государственные чиновники также оказывались в центре внимания несуществующей партии. Если доверять докладу самого Т. Наполитано, то «тысячи» советских слушателей «Радио Москва» были арестованы и расстреляны органами ГПУ Благодарных слушателей радио находило среди бывших, ностальгирующих по дореволюционному прошлому белогвардейцев, которым радио давало надежду на скорейшее освобождение России от «ига большевиков». Среди архивных документов хранятся письма от белых эмигрантов, посланных в Рим из Румынии, Югославии и Голландии.
Диапазон тем, затрагиваемых во время радиопередач, был крайне широким. От хода и результатов пятилетних планов до состояния советской культуры, от обсуждения внешнеполитического курса Сталина до описания жизни в исправительно-трудовых и концентрационных лагерях, от нравственно-религиозных вопросов до описания быта рабочих и крестьян. Как очевидно, все предлагаемые слушателям темы сопровождались резкой и непримиримой критикой советской системы, марксисткой идеологии и сталинской политики.
В рамках общей темы моего исследования образа России в представлении итальянских солдат, воевавших на советском фронте, я выделила несколько наиболее часто повторяющихся в радиопередачах сюжетов, которые так или иначе могли оказать влияние на формирование общественных представлений о России. Разумеется, необходимо учитывать крайне ограниченный доступ широкой итальянской публики к русскоязычным передачам, а также само предназначение «Радио Москва» для советского слушателя в рамках подрывной деятельности итальянских служб пропаганды. Однако, изучение передаваемых по радио текстов позволяет приблизиться к существующим в тот период представлениям о Советской России, разрабатываемым в кругах Министерства народной культуры и насаждаемым по иным, уже годами опробованным каналам (пресса, национальное радио и телевидение), среди итальянского населения.
Одним из наиболее часто трактуемых сюжетов была изоляция СССР, причем тема изоляции рассматривалась в трех различных аспектах. С одной стороны, это была самоизоляция России, предпринимаемая усилиями сталинского правительства и выраженная в закрытии границ, выдворении иностранных дипломатов и жестком контроле за въезжающими и выезжающими советскими гражданами. Такие действия диктовались не только необходимостью держать в секрете происходящее в стране, но и не давать возможности советским гражданам сравнивать собственный уровень жизни с условиями жизни и работы европейцев. С другой стороны, по мнению итальянских журналистов, другие страны сами отказывались иметь дело с «варварским режимом» и автоматически исключали советское правительство из переговорных процессов, обсуждения геополитических вопросов и отказывались заключать с ним двусторонние соглашения. Такая эмаргинация Советской России обуславливалась опасениями европейских правительств допустить «коммунистическую заразу» и борьбой национальных служб безопасности с распространением марксистских идей на своей территории.
И наконец, в речах дикторов русскоязычного радио часто звучала мысль о существовании явления внутренней изоляции в СССР, то есть изоляции целых групп населения по классовой, национальной и политической принадлежности. Многочисленные тюрьмы, ИТЛ и концлагеря создавали впечатление страны-матрешки, где в одной большой тюрьме, размером в целое государство, скрыто много маленьких, представляющих собой своеобразные автономные территории. Тройное трактование феномена изоляции должно было вызвать у слушателей мысль о закрытой территории зла, об искусственном поддержании его жизни со стороны терпящего крах сталинского правительства, а также о скором конце угнетающего и разлагающегося режима.
Лейтмотивом многих передач было скорое и неизбежное освобождение России от «большевистской клики». В конце зачитываемого текста диктор нередко призывал русский народ к национальной революции и свержению поправшего его достоинство сталинского режима. Журналисты «Радио Москва» с уверенностью утверждали о существовании сильной оппозиции существующей власти, доказательство чему служили многочисленные расстрелы в Советской России высших военных чинов и политических деятелей из когорты верных ленинским принципам большевиков. По утверждению журналистов, чистки служили свидетельством страха Сталина перед восстаниями, заставлявшем его предпринимать превентивные меры в виде физического уничтожения своих политических противников.
Подпольное радио не только призывало советский народ к восстанию, но и давало инструкции для его проведения и удачного завершения. Так, по плану итальянских авторов, главная роль возлагалась на армию, которая должна была устранить из своих рядов всех партийных чиновников и предателей, а затем, вооружив народ, вовлечь его в активную фазу свержения сталинского режима, чтобы тем самым спасти страну от окончательного краха.
Другим, способным привести к восстанию фактором, могла быть война, которую, по мнению авторов текстов «Радио Москва», развяжет само советское правительство. В ходе боевых действий советское население вооружится и направит свой гнев не против врага СССР, который в действительности будет героем-освободителем русского народа, а против самого советского правительства, вынуждающего его жить в нечеловеческих условиях. Таким образом, Италия могла протянуть дружественную руку и способствовать свержению ненавистного коммунистического строя. Однако, несмотря на повторяющиеся призывы к восстанию и уверенность в готовности советского народа к активному действию, революция так и не свершалась. В качестве объяснения такой инертности журналисты выдвинули версию о депрессивном состоянии их морального духа, о потере надежды на скорое освобождение и о беспрекословном подчинении русского народа сталинскому режиму. Это мысль уже служила явной предпосылкой к аргументации будущего вторжения итальянской армии в СССР, ставшей частью пропагандистского арсенала фашистской власти.
Журналисты «Радио Москва» не переставали проявлять глубокое уважение в адрес «великого» и «благородного» русского народа (именно русского, а не советского) и подчеркивать положительные качества его характера, а также богатство оставленного им культурного наследия. Одновременно с этим, в передачах выражалось сострадание «несчастному русскому народу», вынужденному жить в «печальных тюремных условиях». Человеческое достоинство в СССР, по мнению итальянских журналистов, оказывалось попранным беспощадной эксплуатацией во имя промышленного развития и наращивания военного потенциала. Жизнь человека теряла свою нравственную ценность, превращаясь в единицу труда и жертву сталинских амбиций. В результате русский народ переживал глубокий моральный упадок, выражавшийся в повсеместном доносительстве, деградации межличностных отношений, распространении проституции и процветании самых низменных инстинктов.
Судя по частоте упоминания, итальянские журналисты искренне верили в скорейшее падение советского режима по причине его крайней непопулярности среди местного населения, готовности русских солдат перейти на сторону противника в вооруженных столкновениях с японцами и финнами. Сталин, по мнению авторов «Радио Москва», боялся развязывать войну и вмешиваться в мировые конфликты из-за шаткого положения своей власти и повсеместного недовольства ею среди широких слоев населения. Бежавшие за границу советские партийные работники, расстрелы среди высших армейских чинов и ближайшего окружения самого Сталина свидетельствовали о скором приближении конца разлагающегося изнутри тоталитарного режима. Ярким доказательством безнадежного положения советской власти была ее неспособность построить здоровое общество с достойным уровнем жизни для своих граждан. Такая бесплодный режим не имел шанса на длительное существование. Полный крах потерпели и попытки распространить коммунистические идеи в различных европейских странах, где они не только не прижились, но были отвергнуты, а СССР изолирован от всего европейского общества как очаг «опасной инфекционной болезни».
Особое внимание уделялось вопросам бытовой жизни в СССР и положению семьи. Низкий материальный уровень жизни сопровождался духовно-нравственным падением советского общества. Среднестатистический советский рабочий жил хуже, нежели безработный гражданин Америки. Намереваясь построить справедливое общество путем устранения богатых, большевики превратили всех в одинаково бедных и голодных, добившись тем самым пропагандируемого ими всеобщего равенства. Борьба же с религией, разрушение института семьи и его замена свободными отношениями, подмена искусства пошлой пропагандой привели к духовной нищете, ставшей отличительным признаком каждодневной жизни советского человека. Феномен беспризорников, ответственность жен и детей за предполагаемые преступления мужей и отцов, продажа детей за кусок хлеба, широкий размах проституции были свидетельством разрушения здоровой семьи, первоочередной ценности в идеологии итальянского фашизма.
Материальный и духовный вакуум личной жизни сопровождался разрывом общественных связей, катастрофическим состоянием инфраструктуры, бедственным положением легкой промышленности и сферы услуг. Все это превращало жизнь советского населения в непрерывный кошмар, невообразимый для европейского человека, привыкшего к благам цивилизации.
Основной целью «Радио Москва» было создание апокалипсической картины советской действительности, направленной на подрыв коммунистического строя путем убеждения советского населения в необходимости скорейшего восстания и свержения сталинской диктатуры. Деятельность этого радио можно рассматривать как пробу пера итальянского фашизма в распространении антисоветской пропаганды среди самого советского населения, что станет основным видом деятельности итальянских пропагандистов во время оккупации Украины и юга России. На данный момент исследования нет возможности ответить на вопрос о результатах выполнения этой задачи, другими словами о проценте советского населения, имеющего доступ к волнам «Радио Москва», об эффективности работы советских станций по глушению антисоветских передач, об ответной реакции жителей СССР на прослушивание программ подпольного итальянского радио. Очевидно, что следующим шагом в раскрытии темы будет работа в российских архивах по поиску документов, позволяющих ответить на поставленные выше вопросы.