Сдвижков О.В. Сдвижков О.В. * "Спасайтесь, русские идут!": образы советского солдата 1945 г. в немецком игровом кинематографе


Тема "массовых бесчинств" Красной Армии на территории Германии, разрабатываемая западной историографией с конца 1940-х годов, в 1990-е годы начинается осваиваться документальным («Освободители и освобожденные» (1992, Германия)), а в 2000-е - игровым кинематографом. В эти годы в Германии выходят фильмы, которые можно считать знаковыми с точки зрения изменения трактовки истории Второй мировой войны в послевоенном социуме. Это "Безымянная. Женщина в Берлине" (2008, Германия-Польша), "Четыре дня в мае" (2011, Германия-Россия-Украина), "Наши матери, наши отцы" (2013, Германия).

Все эти фильмы показывают советского солдата, явившегося с оружием «в культурную Европу», как недисциплинированного, истеричного, жестокого, сексуально агрессивного человека. В фильме "Безымянная...", наряду с отрицательными, среди русских есть и положительные персонажи, да и отрицательные часто неоднозначны и имеют определенные эмоциональные оправдания для своих поступков. В фильме "4 дня в мае" семь «порядочных русских» противостоят целому батальону каких-то полуроботов во главе с безумным майором, которому помешали изнасиловать воспитанницу сиротского приюта. В фильме "Наши матери, наши отцы" советские солдаты не персонифицируются и показаны как просто "безмозглое" стадо.

Документальной основой ленты "Безымянная. Женщина в Берлине" стал анонимный дневник, подлинность которого вызывает сомнения специалистов. Основой сценария фильма "4 дня в мае" стал полностью выдуманный рассказ Дмитрия Фоста «Русская былина», представленный читателям журналов «Родина» и «Вокруг света», где он был опубликован в мае 2006 г., как созданный на реальных документах и воспоминаниях очевидцев. Фильм "Наши матери, наши отцы" и вовсе не претендует на следование каким-либо документальным источникам.

Во всех фильмах авторы переводят вопрос о "вакханалии насилия" со стороны Красной Армии по отношению к мирному населению из  исторической в моральную плоскость, вынуждая зрителя принять показанные ему события как реально существовавшие. При этом тему массовых изнасилований очень легко использовать в пропаганде, так как вещественных доказательств и ссылок на документы в этом случае не требуется. А кино способно превратить отдельный частный факт в типичный: сначала показанный, а затем многократно повторенный на экранах, он начинает восприниматься как множество фактов.

Изменение реакции зрителей от фильма к фильму показывает, что новый дискурс постепенно расширяет число сторонников  как в мире, так и в российской аудитории. Многократное повторение одних и тех же образов и стереотипов, внедрение их в подсознание на уровне эмоционального восприятия создает «эффект привыкания» к новой трактовке истории, которой уже совершенно не удивляются, почти не возмущаются, а многие искренне верят, что «именно так всё и было на самом деле». На этом и строится долговременный стратегический расчет тех, кто «медленно, но верно» «копает» под Великую Победу и советского воина-освободителя. Ведь не случайно фильм «4 дня в мае», признанный специалистами 100% фальшивкой, начинается с фразы "Nach einer wahren begebenheit" – «Основано на реальных событиях». Специалисты-то разобрались, но фраза в заставке фильма осталась. И неискушенный зритель так и будет принимать её «за чистую монету».