Концова Е.Н. "Кто мы в Румынии – победители или гости?": настроения военнослужащих Красной Армии при выходе за государственную границу СССР в 1944 г. (по материалам политдонесений)
Весной 1944 г., в связи с выходом на государственную границу СССР, перед руководством страны, командованием Красной Армии и ее политорганами встала необходимость разъяснить личному составу цель и задачи советских войск на территории других государств. Так, основные положения Заявления Советского правительства от 2 апреля 1944 г. и Постановления ГКО № 5594 от 10 апреля 1944 г., гласили, что Красная Армия, переходя государственную границу, не стремится к захвату чужих территорий и не навязывает свои порядки другим народам, а ставит перед собой задачу «преследовать врага по пятам, разгромить его, помочь нашим братьям освободиться от фашистской кабалы, предоставив трудящимся самим решить свою судьбу».
Вступление на территорию Румынии вызвало у личного состава Красной Армии целый комплекс сложных и противоречивых настроений, мыслей и чувств, влиявших на морально-психологическое состояние.
Первые впечатления советских военнослужащих о зажиточной и благополучной жизни в румынских городах, о фактическом положении рабочих и крестьян, вынудили политорганы к проведению серьезной разъяснительной работы, показывающей «обманчивость поверхностных представлений военнослужащих» Красной Армии о «заграничном рае» и «ошибочность восхваления ими жизни румынского и венгерского населения».
Помимо разъяснения целей и задач Освободительной миссии, специфики обстановки и особенности текущего политического момента, работа политорганов с личным составом включала также вопросы поддержания строгой воинской дисциплины (искоренение фактов пьянства и мародерства, венерических заболеваний со стороны военнослужащих Красной Армии, «позорящих облик советского солдата»).
Сложившуюся на тот период в Румынии весьма непростую в военном, политическом и экономическом отношении обстановку (включая взаимоотношения с местным населением и военнослужащими капитулировавшей румынской армии), усугубляли диверсии и провокации cо стороны румын в отношении красноармейцев. Это, однако, не мешало установлению дружеских отношений многих советских воинов с гражданским населением, что отразилось в массовой почтовой переписке, зафиксированной политотделами и органами военной цензуры.
В основу доклада легли материалы политдонесений из фондов Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации.