Козлов С.А. "Магнитное поле английского ума и характера": духовное притяжение и духовное отторжение. Русские люди об англичанах в XIX - начале XX вв.


В огромном «море» исторических материалов, относящихся к многовековой истории русско-английских культурных связей, особое место занимают проблемы, связанные с взаимным восприятием представителей двух великих европейских народов. В докладе рассматривается одна, но крайне важная тема — многообразные образы, наблюдения, выводы и оценки, связанные с отношением русских людей, лично посетивших «Туманный Альбион» в XIX — начале ХХ вв., к уникальному английскому социокультурному опыту. При этом применен анализ по дихотомическому принципу: выделены отдельные пары противоположных, однако, примерно равноценных по своей аргументации, концепций: «Вещественная  цивилизация» — «Сосед-конкурент»; «Образ  “Джона  Буля”  как  воплощение  “бессердечия” и  эгоизма  англичан» — «“Теплота” и “гуманизм” англичан».

Отмечается, что многие, на первый взгляд, «неполиткорректные», выводы наших соотечественников об английской ментальности полностью подтверждаются новейшими научными исследованиями и являются отнюдь не характерной особенностью «стереотипов» русского национального сознания, а отражением как реального исторического бытия, так и русской национальной картины мира с ее этнической, культурно-цивилизационной, религиозной, психологической и лингвистической спецификой.

Большое внимание уделено и положительным свойствам традиционной английской ментальности и богатейшего британского социокультурного опыта; отмечается, в каких областях этот опыт можно использовать в целях современной российской модернизации.

В целом, анализ источников по данной теме свидетельствует о том, что богатейший хозяйственный, социокультурный и политический опыт Англии был и остается для нас ценнейшим источником информации как о замечательных достижениях жителей «Туманного Альбиона», об их традициях и нравах, так и об альтернативных путях развития, необходимых самой России и учитывающих ее историческую и культурно-цивилизационную евразийскую самобытность.