Королева В.А. Приобщение корейцев к православной музыкальной традиции на русском Дальнем Востоке как вектор интеграции в духовное пространство России (1860-е – начало 1920-х гг.)


 С массовым принятием российского подданства в конце 1890-х гг.   переселенцами из Кореи на территорию русского Дальнего  Востока начинает существенно меняться образ жизни корейской диаспоры,  возрастает интерес к русской истории и культуре, а  также стремление лучше осознать православную веру. Обучение корейских детей песнопению православной традиции в  открывавшихся корейских школах на русском Дальнем Востоке в конце ХIХ в. можно оценить как одну из форм активного   межкультурного взаимодействия и культурной адаптации. Так, к примеру, учащиеся Кроуновской корейской школы руководимые  опытным учителем, довольно стройно пели в хоровом исполнении молитвы «Царю небесный», «Отче наш», «Богородице Дево,  радуйся» и «Достойно есть». А перед началом празднования Рождества Христова в 1908 г.  ученики церковных школ Посьетского  стана пропели тропарь «Праздник Рождества Христова» на корейском языке, а в конце всего –  пропели молитву за царя и  отечество,  с большим воодушевлением исполняли песнопения,  особенно на родном языке, что вызвало у многих корейцев  слёзы радости.

 Отмеченное очевидцами  описываемых событий, специалистами в деле церковной музыкальной традиции превосходное  музыкальное начало корейских детей, обучавшихся церковному пению в корейских и русских школах, и продуманная методика  обучения основам  православной музыкальной традиции, опыт которой накапливался в процессе христианизации коренных  народов Сибири и Севера Дальнего Востока,  позволила корейцам овладеть хоровым многоголосным пением.

 В свою очередь отлаженная организация подготовки  священников и преподавателей,   из числа способных учеников корейских  школ оказалась весьма важной. Многие молодые корейцы, нашедшие своё призвание в учительстве,  вошли впоследствии в  историю российской корейской диаспоры как выдающиеся работники сферы просвещения.   Именно из среды  учительской  молодёжи  началось формирование творческой интеллигенции, самыми замечательными достижениями которой в дальнейшем  можно считать успехи  в становлении сферы образования и профессиональной художественной  культуры российских корейцев.