Королева В.А. Приобщение корейцев к православной музыкальной традиции на русском Дальнем Востоке как вектор интеграции в духовное пространство России (1860-е – начало 1920-х гг.)
С массовым принятием российского подданства в конце 1890-х гг. переселенцами из Кореи на территорию русского Дальнего Востока начинает существенно меняться образ жизни корейской диаспоры, возрастает интерес к русской истории и культуре, а также стремление лучше осознать православную веру. Обучение корейских детей песнопению православной традиции в открывавшихся корейских школах на русском Дальнем Востоке в конце ХIХ в. можно оценить как одну из форм активного межкультурного взаимодействия и культурной адаптации. Так, к примеру, учащиеся Кроуновской корейской школы руководимые опытным учителем, довольно стройно пели в хоровом исполнении молитвы «Царю небесный», «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся» и «Достойно есть». А перед началом празднования Рождества Христова в 1908 г. ученики церковных школ Посьетского стана пропели тропарь «Праздник Рождества Христова» на корейском языке, а в конце всего – пропели молитву за царя и отечество, с большим воодушевлением исполняли песнопения, особенно на родном языке, что вызвало у многих корейцев слёзы радости.
Отмеченное очевидцами описываемых событий, специалистами в деле церковной музыкальной традиции превосходное музыкальное начало корейских детей, обучавшихся церковному пению в корейских и русских школах, и продуманная методика обучения основам православной музыкальной традиции, опыт которой накапливался в процессе христианизации коренных народов Сибири и Севера Дальнего Востока, позволила корейцам овладеть хоровым многоголосным пением.
В свою очередь отлаженная организация подготовки священников и преподавателей, из числа способных учеников корейских школ оказалась весьма важной. Многие молодые корейцы, нашедшие своё призвание в учительстве, вошли впоследствии в историю российской корейской диаспоры как выдающиеся работники сферы просвещения. Именно из среды учительской молодёжи началось формирование творческой интеллигенции, самыми замечательными достижениями которой в дальнейшем можно считать успехи в становлении сферы образования и профессиональной художественной культуры российских корейцев.