Жукова Л.В. Визуализация образа Китая в русском общественном сознании первой половины – середины XIX века


До начала XIX века ниши представления о Китае носили довольно специфический характер. Россию не обошло увлечение «китайщиной», столь модной в Европе. Вместе с тем образ Китая содержал черты фольклорные и сказочные.

Первыми популяризаторами Китая в русском обществе становятся путешественники, ученые и деятели духовной миссии.

Едва ли ни первыми изображениями китайцев в XIX веке становятся зарисовки участников кругосветного путешествия Крузенштерна и Лисянского.

Результатом кругосветной экспедиции станет отчет, снабженный зарисовками участников экспедиции – профессионального художника на борту корабля не было. Зарисовки с видами Макао и Кантона были размещены в атласе В.Г. Тилезиуса.

Прорывом в представлении о китайцах стали сочинения Иакинфа Бичурина. Он также оставил несколько альбомов с зарисовками.

Труды Бичурина пользовались большой популярностью в русском обществе, удостоились внимания А.С. Пушкина. Их знакомство и дружба начались около 1828 г. Интерес к Китаю побудил поэта даже обратиться к А.Х. Бенкендорфу 7 января 1830 г. с просьбой о позволении посетить Китай.

Некоторое представление о Китае сложилось в русском обществе благодаря художникам. Первым русским художником, посетившим Китай в 1830 г. в составе духовной миссии, был А.М. Легашев. Из отчета Легашова за 1839 год, видно, что им в Пекине было исполнено 26 больших исторических и духовных картин и 24 портрета с важных китайских сановников.

Вторым профессиональным художни­ком, побывавшим в Китае был К.И. Корсалин. Он прибыл в Пекин в 1840 г. и пробыл там около трех лет, напи­сал более 100 портретов чиновников цинской администрации. По возвращении в Россию был возведен в звание академика, участвовал в выставках в 1861 и 1867 гг.

Таким образом, в середине XIX века уже имелось большое количество изображений китайской природы, городов, средств передвижения, людей разных полов, возрастов, социального происхождения и рода занятий.

Тем не менее, некоторые исследователи склонны считать, что представление о Китае в русском общественном сознании I половины XIX в.  – это всего лишь следование западноевропейскому образцу стиля шинуазри.