Алпатов С.В. Европейская «брачная дипломатия» XVIII в. в зеркале русской рукописной и фольклорной традиции


«Брачная дипломатия» [1]  – один из важных факторов европейской политики раннего Нового времени[2], значение которого сознавали не только власть предержащие, но и рядовые граждане российского общества. Так анонимный автор «Рефлексiи о нынѣшнехъ состоянiи дѣлъ Эвропеиских» 1716 г. (РГАДА Ф.375. Оп.1. Ед.хр. 38)[3], формулируя способ «дабы былъ Баланцъ Эвропескiи въ своемъ равномѣрности», указывает: «какъ союзы наипаче постановляются связанные сродством... уже десница Б(о)ж(и)я || л.6 подать соизволила Величеству Нашего Августеишаго съ Наслѣдником Имперiа всеро(с)сискаго, еще и три Царевны, между которыми старшая не могла б лутше быть возведена, токмо на Тронѣ Монархиi Гишпанскои... Средняя еще во младом возрастѣ, и может быть что Фортуна опредѣлила оную || л.6об къ другои Монархiи не меншеи, гдѣ видятся процвѣтать лилiямъ управляемымъ от Единаго Короля младолѣтнаго… || л.7 и дабы тѣм отогнать джелозiи которые б нам принесло обязателство того ж Претендента хъ Королю Швецкому, яко принципалному iнструменту Его на Тронъ возвращенiя, то мощно б позволить одну Ц(а)ревну въ Супругу, ибо как онъ и зѣло желаетъ».

Наряду с развернутыми суждениями о династических факторах европейской политики сжатую информацию о представлениях социальных низов о движущих силах современной им политической жизни позволяют получить материалы следственных дел, в частности, «О солдате Василии Буром, говорившем что война начата шведами за цесаревну Елизавету Петровну» 1741 г. (РГАДА Ф.7. Оп.1. Ед.хр. 781); «О матросе Данииле Казакове, рассказывавшем будто при осаде Колберга взята была в плен сестра прусского короля» 1760 г. (РГАДА Ф.7. Оп.1. Ед.хр. 1954).

Наконец, нельзя не отметить и откровенно фольклорных контекстов, делающих рядового солдата вершителем политических судеб Европы: «О рекруте Петре Гаврилове, объявившем, что он может взять в плен Прусского короля посредством волшебства» 1759 г. (РГАДА Ф.7. Оп.1. Ед.хр. 1958. 7 лл.).

Таким образом, материалы рукописной традиции XVIII в. позволяют выявить как низовую рефлексию процессов европейской династической политики, так и разного рода злободневные слухи и толки о матримониальных делах царственных особ, а также фольклорные представления о роли магии в политической жизни Европы.



[1] Работа выполнена по программе гранта РГНФ № 14-04-00128.

[2] Попов Н. В. Династические браки и «брачная дипломатия» в Западной Европе XVII – нач. XVIII в. // Новая и новейшая история. 2001. № 5. С.185–213.

[3] Рукопись фрагментарно цитируется Алпатов М.А. Русская историческая мысль и Западная Европа XVII - перв. четв. XVIII в. М., 1976. С. 255-258.