Шустов Ю.Э. Символика орудий страстей Христовых в книжной культуре России в XVII в.: западно- и восточноевропейские влияния


Тематика страстей Христовых была созвучна основным принципам искусства барокко, которое во второй половине XVII в. получает распространение в Московском государстве. Символизм барокко позволял вариативно трактовать основные иконографические изображения, создавать новые смысловые ряды в понимании библейских сюжетов и символов. В XVII в. получает развитие иконография самих орудий-символов страстей Христа.

В России с 70-х гг. XVII в. орудия страстей появляются на предметах декоративно-прикладного и изобразительного искусства, в литературных произведениях. В 1671 г. царским изографом Иваном Максимовым была создана икона "Распятие", на которой в числе орудий страстей Господних: крест восьмиконечный с терновым венцом, гвоздями, губкой и пикой; мраморный столп с орудиями пыток; у ног предстоящих – фонарь, клещи, молоток, мешочек с высыпавшимися монетами, кубок (потир), раскрытая гробница с алой плащаницей, меч, отрубленное ухо, сосуд (кунган) на подносе, внизу – надпись киноварью: "Орудия Святых страстей Христовых".

Мастера Оружейной палаты по заказу царя Федора Алексеевича выполнили оклад для напрестольного рукописного Евангелия, которое было вложено им в Верхоспасский собор Московского Кремля в 1678 г.  Оклад изготовлен в мастерских Московского Кремля мастерами Юрием Вилимовым Фробосом, Михаилом Васильевым, Ионой Семиделом, Юрием и Степаном Нарыниными Голиаш, Христианом Креймером, Дмитрием Терентьевым. Оклад – из золота, украшен чеканкой, эмалью, драгоценными камнями и представляет один из лучших образцов ювелирного искусства эпохи барокко. Наугольники и средник выполнены в технике высокорельефной чеканки, покрытой эмалью. В наугольниках – изображения евангелистов с символами, в среднике – Спас на престоле с Богоматерью и Иоанном Предтечей. Внизу – дробница с изображением "Положение во гроб". Вокруг средника закреплены восемь гладких накладных эмалевых дробниц с изображениями орудий страстей Христа: на перекрещенных мече и свечи – фонарь; на перекрещенные пики надета рубашка Христа; крестообразное изображение молота и клещей, над ними – три игральные кости, внизу – четыре гвоздя; крест образуют лестница и трость с губкой, внизу – изображение кувшина; кувшин на поддоне (кунган) с платом над ним; крестообразно расположенные бердыши обвивает терновый венок; крестообразно расположены две пальмовые ветви, сверху – кошель с деньгами, а низу – монеты; колонна с петухом, перекрещенные бичом и розгами.

Орудия страстей Христовых становятся обязательными элементами гравированных антиминсов, напрестольных крестов и др. Осмысление символики орудий страстей видим в поэтических произведениях и книжной гравюре, причем в печатных книгах последней трети XVII в. изобразительно-поэтические композиции образуют единые визуально-вербальные тексты, дополняющие друг друга.

Впервые в украинской книжности изображение орудий страстей Христа встречается на титульном листе Учительного Евангелия (Киев, 1637). В левой части рамки изображены крестообразно меч и трость, а также пила, молоток и гвозди; в правой – меч и  бердыш, связанные крестообразно веревкой, бич, нож и столп; в нижней части – клещи, риза, розги, бич, копье, трость, гвозди, саблю, столп с петухом и висящую на кресте табличку с буквами "I N R I".

Иконография, используемая киевским мастером, восходит к европейским образцам барочной гравюры конца XVI – начала XVII вв. Можно предположить, что автор этой ксилографии был знаком с работами антверпенских мастеров Антониса Вирикса (1552 – 1624) и Иеронимуса (1553 – 1619) Вириксов, которые использовали орудия Страстей Христовых в качестве мотивов при оформлении рамок.

Мотивы орудий Страстей Христовых использовал гравер Илия при оформлении картуша одной из ксилографий в Требнике Петра Могилы. Между центральным и боковыми медальонами ангелы держат в руках Столп, оплетенный веревкой, лестницу, бич и розги (слева) и терновый венок, копье, трость с губкой, и стебель камыша. Внизу композиции симметрично ангелам размещены цветочные мотивы, которые в свою очередь расположены симметрично друг другу, но являются разными цветами, произрастающими из фонарей, один из которых светлый, а другой – темный.

Гравюра с изображением орудий страстей Христовых вокруг креста имеется в львовском издании Апостола (1696). Выполнил ее львовский мастер Евстафий Завадовский. На кресте – терновый венок, опираются на него копье и трость с губкой, слева – лестница, бич, фонарь, кошель, перчатка; справа – колонна с петухом, обвитая веревкой, стебель камыша, розги, меч, кунган, риза.

Истолкованием символики орудий страстей в литературе преимущественно занимались выходцы из Речи Посполитой, получившие образование западноевропейского типа и, безусловно, знакомые с иконографией и трактовкой орудий страстей Христовых в европейских произведениях эпохи барокко. К проблеме истолкования орудий страстей Христа неоднократно обращается Симеон Полоцкий в пьесе "Вирши в Великий Пяток при выносе плащаницы" и в стихотворении "Меч" из "Вертограда многоцветного".

К тематике Страстей Христовых обращался Антоний Радивиловский. Две проповеди "Слово на страсти Христовы" включены им в сборник "Огородок Марии Богородицы розмаитыми цветами словес на праздники..." (Киев, 1676). В первом "Слове..." Антоний Радивиловский говорит о тридцати серебрянниках как о символе предательства Христа; цепях и веревках как о символах поругания; о предательстве Христа апостолом Петром и отсечении уха; об умовении рук Пилатом; о столпе; о разделении ризы Христа; о копье, которым "бок ему пробивают" и "оцтом и желчию напавают". Во втором "Слове..." Радивиловский пишет о тех же символах, усиливая их новыми истолкованиями и другими цитатами из библии, сочинений Отцов церкви, античных авторов и др.

Визуально-поэтическую композицию образуют изображения и истолкование орудий страстей Христа в книге Иоаникия Галятовского "Души людей умерлых" (1687). Орудия страстей образуют "IΣУΣ ХРИΣТОΣ".

К семантике страстей Христа обращается автор поэтического сборника "Венец молитв седмичных дванадесят звэздный" (Киев, 1694). В книге имеется гравюра, по своему замыслу восходящая к книге Иоаникия Галятовского "Души людей умерлых" (1687). Здесь орудия страстей образуют буквы IΣ ХΣ: колонна с петухом,  два бича, цепи; трость с губкой и копие, четыре гвоздя, лента с буквами "I N R I". Таким образом, первое слово символизирует поругание Христа, а второе – распятие и страдания Христа на кресте.

Символика орудий страстей Христовых в русской культуре второй половины XVII в. появляется посредством западноевропейского влияния, где страстные циклы и символика орудий страстей Христовых к этому времени становятся весьма востребованными образами в искусстве и являются знаковыми образами в восприятии евангельских сюжетов. Однако символика страстей Христовых в Московском государстве воспринимается прежде всего посредством украинской и белорусской книжной культуры и благодаря украинско-белорусским книжникам становится важной составляющей в культуре русского барокко второй половины XVII в.